Previous Entry Share Next Entry
СВЕЖИЕ РАССЫЛКИ
drlevi
моей серии "Конкретная психология" №№ 182 и 183 только что вышли.
Внутри одной из них - текст моей предыдущей записи плюс еще.
Все в целом образует контекст, по поводу которого уже возбудились знакомые братцы тролики.
Работаем дальше.

  • 1
Мне понравился Квадрат Мужчины, спасибо!

Ваш диалог с Тамарой надо украинской армии срочно послать. Только насчет Крыма уже поздно :( Хотя, кто его знает...

Владимир Львович, спасибо!

Спасибо за рассылки!

По их теме. А именно - травли подростка в классе.
Опасаюсь абсолютизировать, но...
Наиболее опасна боль (именно душевная) та, что неожиданна. Та, что ощущается как... предательство. Предательство действительности, от которой ожидалось совсем иное.
Конечно, в то же время "ожидание смерти хуже самой смерти", но тут немного не о том. Попадающий в коллектив ребенок с бОльшей вероятностью наживет комплексы именно тогда, когда не предупрежден о вероятности такой травли, не допускает вероятности такого поведения детей по отношению к нему, рисуя в своем сознании некий идеал. И тем больнее его крушение. Тем вероятнее накопление трудноизживаемых обид, причем часто неосознаваемых, в подкорке.
Если же он знает, что в любом коллективе такое МОЖЕТ БЫТЬ (хоть быть и не обязано), если он отдает себе отчет в том, что далеко не в каждом случае это может быть связано с ним самим (с ребенком), с тем, каков он, а зачастую - лишь отражает уровень культуры и эмпатии травящих, то это уже немало.
Легче ему может и не стать, но хотя бы эти эмоции останутся в разуме, и он сможет попытаться с ними что-то сделать. Как минимум ясно рассказать родителям о происходящем, чтобы можно было помочь разобраться.


А вообще. Я знаю примеры "белых ворон", которых травят. И которых не травят. При этом те, которых НЕ травят, порой тоже умны, получают хорошие отметки, на хорошем счету у преподавателей и тп. Но вот не травят их, не завидуют! В одном и том же классе.
Просто вторые дружелюбнее, спокойнее относятся к иному мировоззрению, ну и тп.
У самой меня был полярный опыт. Одни травили, другие прямо говорили, что из-за того, что травят меня, не хотят со мной иметь дела, а несколько - были преданы по-настоящему, как самые верные и настоящие друзья. Они уже этого не помнят, а у меня память на детство хорошая, поэтому до сих пор при каждом случае их благодарю. И поясняю, за что...
А вот муж, тоже бывший и ощущавший себя в школе "не как все", а именно "правильным" мальчиком, травли чудесным образом избежал. Он не обижал девочек (не имел желания, а не за счет какого-то особого внутреннего запрета), не рассказывал сальностей, никого не дразнил и тп. Он был как бы сам по себе, свое мнение имел и ему следовал, но в то же время никогда ни его (мнение), ни себя (вольно или невольно) не выпячивал. Умудрялся как-то не противопоставлять себя коллективу. И порой - даже как-то незаметно влиял своим невызывающим решением на решение остальных. Были вещи (например, мусорить на улице, оставлять после себя бардак в лесу), которые он не делал категорически, но одноклассники ограничивались лишь совершенно легким подтруниванием - не возникало у них соблазна его в этой сфере на прочность испытывать.
Данное при рождении имя лишь усилило эти качества. (Проводилась выборка: несмотря на очень широкую распространенность этого имени вообще, оно редко встречается в верхних эшелонах власти и тп. В искусстве, в науке - сколько угодно, но во власти если и есть, то очень мало).
А ведь тоже (в своей области - физики-математики) учился очень хорошо. Полкласса списывало у него контрольные, либо спрашивали, как решать, и он этим не кичился, помогал. Это я уже потом от его бывших одноклассников узнала. Кстати, помогал не из желания угодить или понравиться, а просто по сути характера.
Правда, он учился еще в советской школе (плоха она или хороша). Сейчас многое иначе, и как бы обстояло у него дело сейчас, не знаю. Но тоже подозреваю, что более-менее терпимо.
Во мне же, видимо, все же были какой-то внешний или внутренний вызов, несогласие с чем-то, которые я тогда не всегда осознавала...
Потому и трения тоже были.


Своему ребенку стараюсь сделать прививку (хотя бы на уровне сознания) заранее. Как это сработает, не знаю, но очень часто повторяю, что в школе может быть ВСЕ. И такое, и такое, и такое. Но и хорошее, причем такое, какое в обычной жизни может и не встретиться, тоже.
Тут мне весьма помог и Ваш, Владимир Львович, совет давать информацию о позитивном и негативном 50\50 - этот совет очень тонко срезонировал с моей внутренней тягой к гармонии.
Некоторые (но далеко не все) книги Оскара Бренифье тоже помогают мне в этом.
"Большая книга характеров", "Главная книга противоречий" "Вопросы о Боге" и тп.

По поводу того, что в школе скучно или тяжело (в плане знаний) может быть - я сразу настроила дочку, что так не бывает, чтобы ну совсем ничего интересного не рассказывалось и не звучало.
Что садика нам удалось ухитриться избежать (не хотела для нее незалечиваемых и трудно ОСОЗНАВАЕМЫХ травм в столь нежном возрасте, муж тоже в целом был согласен). Водили ее то на кружки, то в секции, то я брала с собою на работу (перевелась на полставки), а вот школа - школа и есть.
Тут не совсем согласилась с Вашим "не надо подрезать ребенку крылья". "Резать" и впрямь не стали, но и как-то "выращивать" эти крылья не стали тоже.
Мой брат тяжести подобных "крыльев" (и не только в школе) в свое время не выдержал, сломался...едва ли не резко в противоположную сторону (маятник, однако). А потом сломался совсем (для жизни в мире низкочастотном, материальном).
Теперь, быть может, где-то рядом, незримо...
Лучше уж пусть ребенок "разочаруется" в обратную сторону, если представится повод. Мы не настраиваем на школу "мажорно", как порой советуют. Настраиваем "никак". Может быть ВСЁ. И из этого "всё" она, если захочет и будет этому учиться, сможет сотворить сама и с Божьей помощью свое конкретное "что-то". Может быть, даже и крылья. Но тогда они будут уже ей по плечам и совершенно впору. Она (я надеюсь) сможет уже полнее оценить возможность и детали полета.
Чтобы снизить гнет судьбобоязни (говоря Вашими терминами) - и тут оставили дочке люфты. Договорились, что многое будет зависеть именно от нее. Если ее мотивация (ну, сейчас пока она мечтает стать ученым в сфере, близкой к естественным наукам) останется столь же сильной и она готова будет чего-то добиваться САМА, то мы ближе к средним-старшим классам сделаем все от нас зависящее, чтобы помочь и поддержать. Не исключено, что путем перевода в учебное заведение иного качества. Было бы желание и активное собственное стремление.
Не знаю, как это будет реализовываться на практике (в школу нам в этом году идти), но уговорилась с ней и ее папой, что хоть какое-то добытое ею за день новое знание и радость ее от этого знания будет ее родителей радовать куда больше, чем оценка.
Очень хочу хоть как-то сохранить ее эту тягу...
Более того, я совершенно искренне сокрушаюсь, что когда нужно и можно было учиться, мне далеко не все было интересно. А вот теперь, когда мало времени, куча взрослых обязанностей и в то же время ЗРЕЛАЯ мотивация, я бы с удовольствием поучилась и восполнила пробелы.
Я попросила дочку пообещать, что она будет мне рассказывать хоть что-то, что заинтересовало ее на уроках, что она по возможности тоже научит меня чему-то новому. Мне на полном серьезе интересно, это не какой-то там нарочитый педагогический трюк.
Но и если уж будут дни, когда ничего и впрямь интересного, то пусть наблюдает за людьми, детьми, учителями. Наблюдает не в смысле "следит". А пытается понять, открыть в человеке что-то новое - интересы его узнать и тп. Не залезая при этом в душу, не нарушая личностных границ.
Тоже ведь знание, возможно, в чем-то более важное.

Может, кому-то эти "многобукв" тоже дадут чего-то.
Если не найдете в них криминала, конечно.

Мила:) Криминал нот детектед:)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account