Previous Entry Share Next Entry
Счастье как компетентность
drlevi
 Не знаю, на кого смотрел любимый мой Лев Николаевич Толстой, когда написал свое знаменитое «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Несчастная семья все время перед глазами у него была фактически только одна – своя собственная, об этом разговор, надеюсь, еще поведем отдельный…
Уже не первый раз ворчу по поводу этой тирады величайшего из русских писателей. По моим-то профессиональным и жизненным наблюдениям все ровно наоборот. Счастье каждой счастливой семьи совершенно уникально, как секретный код сейфа. А несчастья несчастливых семей довольно четко укладываются в небольшую типологию, не более двенадцати основных разновидностей, – конечно, каждый случай со своими нюансами и особенностями, но, как правило, типологически узнаваем.
Самым общим компонентом сходства огромного числа несчастливых пар можно назвать, простите за обыденность выражения, ГЛУПОСТЬ.
Односторонняя или обоюдная глупость, или более односторонняя, чем обоюдная или наоборот – неважно. Существенно то, что по достижении некой критической массы глупости на одну пару, пара эта начинает с того или другого боку давать трещины, а потом распадаться. Глупость, прошу заметить, не только и даже не столько умственная, сколько душевная.
Что такое глупость душевная? Неспособность, недогадка, или непривычка (тут остается больше надежд…) проникаться душевным миром Другого. Не отвлеченно, а конкретно проникаться, практически – в каждодневных и сиюминутных отношениях, в житейском потоке.
Подозреваю, что всякому психологу, достаточно долго занимающемуся любовными и семейными неурядицами, с течением времени начинает казаться, что работает он не в мире взрослых людей, а в детском саду. Что не работой с отношениями двоих отвечающих за себя и друг за друга людей занимается, а обучением одного или двух детишек элементарным жизненным навыкам: видеть, слышать, внимать, вникать, думать. Понимать значение слов, интонаций и жестов, смысл поступков и смысл молчания… Учить их хоть немножко отдавать себе отчет в собственных чувствах и поведении, хоть чуть-чуть предвидеть последствия своих слов и действий, хоть на самую малость прочитывать и предугадывать душевные движения и помыслы другой стороны… И преподавать малым сим простейшее здравомыслие и ценности жизни – порядок и расстановку их, или приоритеты, говоря понаучнее.

Опять хочу подобраться к своему тезису, что любовные и семейные отношения в их целокупности являют собой общечеловеческий УРОВЕНЬ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ. Что человечество на нынешнем уровне своего развития в массе своей (но с неким процентом исключений, что очень важно) не готово к экзамену, который называют любовью. Не справляется с испытанием, которое зовется семьей, не говоря уж о воспитании детей.
Не тянет. Не догоняет. Не врубается. Не фурычит.

Природа снабдила нас всеми необходимыми органами для спаривания и размножения, но не снабдила органами счастья в любви. Улитки счастливее нас. И генетических предпосылок семейной гармонии в человеческой популяции очень мало – лишь в редких лучезарных экземплярах людской породы они собираются в достаточной концентрации, предпосылки эти, – и даже огромного сосредоточения их с одной стороны на двоих может и не хватить, если одна сторона плюсует, а другая минусует.

Природе на счастье наше в любви и семье совершенно накласть. С высокой колокольни выживания плевала она на это. Природа дает возможность размножиться – а там как хотите. Устраиваете из своей жизни ад – для другого или для себя, или и для другого и для себя, и для детишек своих и внуков? Размножаете мирки ада, плодите их в следующих поколениях? Пожалуйста, ваша воля. Если мирки эти выживают, как выживают мухи, крокодилы, мокрицы, гиены – значит, годятся для жизни и такие. Мало ли мрачных, жестоких и отвратительных тварей водится на планете? Живут – значит умудряются как-то выигрывать свои выживательные тендеры. А как там они кидают, преследуют, гнобят, кусают и жрут друг дружку, или как мучаются от скуки, сидя в одной норе, природе уже дела нет: любой жанр для нее хорош, кроме гибельного.
В природе есть всякое. Голодный белый медведь-самец готов убить маму своих детей за кусок рыбы, охотно сожрет и собственных медвежат. Паучиха съедает отца своего потомства сразу после употребления. Аисты, лебеди и пингвины – верные семьянины-моногамы. Петухи, павианы, олени – отъявленные гаремщики. Пчелиные и муравьиные матки – властительницы гаремов мужских. Кто-то там, в этом бесконечном многообразии параллельных нам природных миров, возможно, и счастлив, ПО-СВОЕМУ счастлив – мы не можем об этом узнать, не проникнув в эти миры изнутри, не СТАВ ими.

В человеке тоже есть всякое. Природа понамешала в нас всевозможные задатки и тенденции – и к полигамии, и к моногамии, и к промискуитету (сиречь половой беспорядочности), и к дикой ревности, и к безумной эмоциональной и сексуальной зависимости, и к холодности, и к стервозности, и ко всяческим извращениям, корневые истоки которых – на далеких путях эволюции, в запутанных ее перекрестках… А насчет счастья не побеспокоилась, гармонию в приоритеты не возвела.

Отсутствие в массе человеческой твердых генетических предпосылок любовного и семейного счастья (а предпосылки несчастья, увы, нередко присутствуют…) приводит к очевидному выводу: счастью надлежит учиться. Постигать эту науку с азов, как постигают математику. Учиться этому искусству как учатся музыке: тоже с азов – долгими стараниями и трудами, многими ступенями идти до вершин или хотя бы до приемлемого уровня домашнего исполнения. Выходить на уровень компетентности.

А что, разве не заслуживает это самое человечески главное такого целенаправленного многоступенчатого изучения?.. Учимся писать – чтобы научиться писать грамотно, требуется около десятка лет; лишь редкие способные индивиды осваивают чтение и письмо рано и легко, без особых усилий и почти без обучения. Врожденно грамотных самоучек – обучающихся читать без учителей и пишущих сразу без ошибок – не более чем один ребенок на сто, а то и на двести детей, нуждающихся в обучении. Вот и грамота любовного и семейного счастья сама, без углубленного обучения, дается такому же, если не еще меньшему проценту людей, и вероятность встречи сразу ДВОИХ таких очень мала - она есть, такая вероятность, но ОЧЕНЬ мала.
Почему же образование наше не центрируется вокруг главного для каждого (или почти каждого) человека – вокруг любви и семьи, вокруг самых главных на свете отношений?.. Изучаем Бог или черт знает что, но только не то, что нужно для счастья. К возрасту, когда у нас уже рождаются дети, совершенно не знаем и не понимаем ни себя, ни других, ни тем паче детей.
Если бы мне доверили реформу системы образования, я бы постарался построить ее так, чтобы стержнем всего учебного дела стало именно изучение практики любовного и семейного счастья, со всеми относящимися к этому предметами, как-то: психология (характеров и отношений всего прежде, искусство слушания и выражения, агрессология и конфликтология и др., и др.), медицина с основами самогигиены и оздоровительной самоработы, биология с зоологией и этологией, генетика, социология, история нравов и нравственность бытовая и религиозная (не знаю, думаю пока, как получше и покороче наименовать сию дисциплину), эротология и сексология, юмористика, основы аутотренинга и тонопластики, игроролевой тренинг...
«Стоп-стоп, это какой такой практики? – могут спросить – в 7, 8, 9 лет уже любовная практика, уже эротология и сексология?..» Ну, не так буквально и напрямик, как могут ужаснуться некоторые. Но какие-то важные элементы любовного и семейного наукоискусства можно и нужно начинать изучать именно в этом возрасте. Да дети и сами его изучают, не спрашивая у взрослых. Старинные детские игры в «Домик», «Дочки-матери» – это же все попытки репетиций того, что предстоит…
После средней школы получаем аттестат зрелости. Издевательски смешно – какая там зрелость! Разве что половая, да и та не у всех в надлежащей степени. Элементарная социальная дееспособность - и та не гарантируется. Аттестат зрелости я бы выдавал только тем, кто успешно сдал экзамены по курсу вышеназванных и многих других дисциплин, включая практику обращения с детьми и воспитания. И ТОЛЬКО при наличии такого вот аттестата (защищенного от возможности подделки и покупки самыми надежными средствами, помощнее загранпаспортов) выдавал бы государственную санкцию на вступление в супружеский союз и воспитание собственных детей, с соответствующей финансовой, правовой и прочей поддержкой. Все остальное относилось бы к маловысокохудожественной секс-самодеятельности. Вот такая утопия...


Спасибо за чудесные формулировки!

Если бы Вам доверили реформу системы образования, я бы для нее ничего лучшего не желал :). И, кроме сказанного, Вы ввели бы игровое обучение, конечно.

Что касается счастья... Так уж оно устроено, видимо, что лишь наведение порядка требует бесконечных терпеливых усилий, а беспорядок поддерживает себя сам.

«Не справляется с испытанием, которое зовется семьей, не говоря уж о воспитании детей. Не тянет. Не догоняет. Не врубается. Не фурычит».

О воспитании в этом смысле хорошо сказал С.Соловейчик
http://sdingo.livejournal.com/6814.html

«Нет духа - ничего не сделаешь, ни на один педагогический вопрос правдиво не ответишь. Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать стремление к добру, то есть любовь к людям; и как воспитать стремление к красивому в поступках и в искусстве.
Спрашиваю: но как же быть тем родителям, у которых нет этих стремлений к высокому? Как им воспитывать детей?
Ответ звучит ужасно, я понимаю, но надо быть честными... никак! Что бы такие люди ни предпринимали, у них ничего не выйдет, дети будут становиться все хуже и хуже, и единственное спасение - какие-то другие воспитатели. Воспитание детей - это укрепление духа духом, а иного воспитания просто нет, ни хорошего, ни плохого. Так - получается, а так - не получается, вот и всё».

Вот еще кусочек про счастье от С.Соловейчика

"Для того чтобы воспитать счастливых детей, возбудить у них стремление к счастью, наш дом может быть и бедным, и богатым, и каким угодно, но необходимо, чтобы хоть кто-нибудь в окружении ребенка был счастлив, заражал его желанием счастья и поддерживал веру в его возможность... Дети бегут от несчастных, как от заразных больных. Вид несчастного человека подрывает их еще слабую веру в возможность счастья, а им ведь жить, детям, им бороться, им надо верить в лучшее...
Отчего одни люди всегда счастливые, сияют, а другие всегда несчастны, и никак их не уговоришь, что нечего им горевать?...
Я думаю, это целиком зависит от воспитания. Хронической, неизлечимой болезнью несчастья ребенок заболевает не от несчастных обстоятельств, а от людей, его окружающих. Несчастные люди не могут воспитывать счастливых, это невозможно. Не получается".

>Не знаю, на кого смотрел любимый мой Лев Николаевич Толстой, когда написал свое знаменитое «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему».

Мне кажется, что всё очень просто - он именно СМОТРЕЛ. Он написал то, как это выглядит извне.
А Вы описываете, как это выглядит, так сказать, "изнутри", то есть в сущности.

PS: насчет врожденно грамотных, была тут как-то дискуссия по этому поводу, но не помню где. На мой взгляд, совпадающий со взглядом инициатора дискуссии, всё-таки не "врожденная грамотность", а "врожденная восприимчивость". Если такому самоучке вовремя материала не предоставить в виде определенного окружения, времени, книжек и проч., он чему-нибудь другому выучится сАмо :) но не правописанию. Двое таких знакомых у меня есть.
Но это впрочем оффтопик, вне связи с темой.

Эта фраза писателя "«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему" при первом моём знакомстве с книгой мощно притянула внимание своей скрытой тогда для меня, юноши, ёмкостью, зашифрованностью. Двигаясь по сюжету, вживаясь в персонажей романа, подспудно все искалась разгадка первоначального того "тезиса". И с самого начала была убежденность, что не мог произнести такое счастливый в семейной жизни человек, обязательно он из половины несчастливой...

Возможно, именно с этой толстовской фразы и начался мой интерес к гармонии семьи, интерес в большой степени абстрактный, ибо не везло встретить семью счастливую, гармоничную. И можно ли назвать таковой временно счастливую семью, у которой позже все разладилось до полной противоположности счастья, до почти ненависти к годам утраченной счастливости?..(Продолжение здесь).


Владимир Львович! Очень любопытно, какие 12 разновидностей несчастливых семей Вы видите?

Да, и я хотела попросить рассказать об этом подробнее...

м-да.. где-то лет через 5 после школы я была охвачена дикой ненавистью к этой самой школе! научили "Бог или черт знает чему", а ЖИТЬ - не научили! общаться, слышать, понимать (себя хотя бы!) - не умею! и теперь даже часто чувствую себя именно "как в детском саду", не умея каких-то (как кажется) очевидных вещей, которые для меня остаются глубокой и недосягаемой тайной (в отношениях к другому, к себе, к семье особенно...)

Уверена, что основные понятия о том КАК ЖИТЬ ребенок получает в семье. Школа и все остальное - это места социализации, где уже применяются на практике эти знания и умения. К собственной школе не имею никаких претензий, только теплые воспоминания. Думаете, потому что такая исключительная школа? Я думаю, потому что родители научили радоваться, жить без претензий к миру. :)))
А понимать себя мы продолжаем учиться практически всю жизнь, это нормальный процесс...

Владимир Львович, это же, можно сказать, программный пост.
"Записывайтесь в Школу отношений Владимира Леви. Открыты детские и взрослые группы" - звучит, а? :)

Если человек несчастен в семейной жизни, то глупость в его видении изнутри такой семьи — как раз, многолика, и эта многоцветность глупости, конечно же, усиливается неумением признать глупость за собой. Я бы назвал несчастных бойцов семейного фронта — наркоманами глупости.
По глупости подсели мы на глупость...

А счастливые семьи для подобного глупомана — видимо, тоже глупцы, причем монохромные, нецветные:
"с какой-то дури эти счастливцы напрягаются, добиваются понимания, грузятся чужим миром. И им интересно: как там у другого внутри? Что там может быть интересного?".

Глупость душевная мне напоминает запертого в клозете:
Живу в себе, дышу собой, своим...

Мне кажется, это самый редкий вариант. "Чего они грузятся? Что там у другого может быть интересного внутри?" - это же нужно еще догадаться, что счастливые счастливы потому, что стараются понять друг друга... Чаще счастливых в браке считают просто везунчиками, которым ни с того ни с сего свалилась с неба такая удача. А еще нередко вообще не верят в то, что счастливые семьи - это не сказка...

хороший пост. спасибо

Так моя жизнь сложилась, что я работаю педиатром. И порой перестаю различать, где дети, а где их мамы, бабушки и т.д. Порой разговариваешь с ними, и диву даёшься: те же самые дети, только с виду другие. Иной ребёнок и умнее, и взрослее собственной мамы или бабушки...

О, да. Учиться нужно. Но это понимает только тот, кто уже осознает свою глупость и ограниченность, у других же шансов мало. Особенно, если собственная глупость подпитывается потребностью собственной правоты.

Владимир Львович! Спасибо Вам! Более 10 лет читаю Ваши книги. И без ложной скромности скажу, что за эти 10 лет стала более мудрой, стала счастливой в любви, благодаря Вам! Я стала счастливой, когда, прочитав об этом у Вас, стала ДАРИТЬ любовь, а не давать в долг, как раньше. И, о чудо, ответная любовь усилилась стократно. Нет в жизни скандалов, и оказывается без них как хорошо! А раньше думалось, что без скандалов нельзя добиться удовлетворения своих интересов. В общем, Владимир Львович, наставляете людей на ум, и СПАСИБО Вам ОГРОМНОЕ за это!!! :)))

Позволю себе несколько не согласиться с вами в (насколько я поняла конечно) стержневом изучении практики личного и семейного счастья. Не согласиться по той причине, что далеко не всем для их личного отдельно взятого счастья нужна семья. Есть и вполне довольные своей жизнью одиночки и счастливые бездетные пары. Мне думается, что если бы сделать акцент на определении того, что для данного конкретного человека есть счастье (его личное), это было бы более счастье-ориентированной стратегией.

?

Log in

No account? Create an account