Previous Entry Share Next Entry
Магия формы, или Секрет полета булыжника
drlevi
 
То, что я делаю, это только поиск. Новых идей. Новых образов и, главное, новых форм.
Иосиф Бродский

Не случайно гениальный художник и гениальный инженер-механик-изобретатель слились в одном человеке – Леонардо да Винчи. Общей основой для всего фантастического творческого изобилия этого гения-универсала было всестороннее и глубокое исследование форм – исследование, из которого исходило целенаправленное формотворчество. Постижение форм, как статических, так и движущихся, сделало Леонардо и превосходным музыкантом – создателем форм звуковых. Изобретал музыкальные инструменты… С формой он был накоротке на всех уровнях.

Как же пронзают наш мир образы и подобия всея и всего!.. Физика и механика дают множество художественных, психологических и социокультурных метафор. Не устают изумлять гениально простые изобретения, поднявшие человеческую цивилизацию. Колесо, крыло, реактивный двигатель… 
Что такое колесо? Всего лишь форма. Всего лишь согнутая гибкая палка. Такая ее согнутость, при которой смыкаются противоположные концы – хвост с головой, – а длина образует круг. 
Колесо можно сделать из любой ветки. И природа иногда дает колесные подсказки: перекати-поле, ёжики, гусеницы, сворачивающиеся и катящиеся колесиком… 
А крыло что такое? Тоже лишь форма. Особым образом обточенная пластина. Обточка заставляет воздух при встречном движении обтекать ее так, что вихрями своими толкает вверх, придает подъемность. Немного не та заточка – и полета не получится, не образуется подъемная сила. Как буква: неправильно напишешь – не будет понята, не даст должный знак, смысловой сигнал, не сыграет роль символа. 
Каждая умная деталь умного механизма есть материализованная форма, по определенной форме (порядку, формуле) взаимодействующая с другими формами. 

Форма – это:
– способ удержания частей в целом,
– способ бытия и взаимоотношений с действительностью. 


Хаос = бесформица, все возможные формы только в потенциале. 
«В начале было слово»… 
Ну да – форма была в начале. 
Каждый биологический вид – форма взаимодействия жизни (генокода, который есть сам форма) с действительностью – биоформа. 
Пол (гендер) – одна из двух основных подформ биоформы. Женщина и мужчина суть формы человеческого существа. 
Язык – форма для вмещения и выражения смыслового содержания, способ взаимодействия чувства и мысли с миром. А внутри языка еще множество форм, субформ разных порядков. 
Танец – язык двигательных форм, о-формленное движение…
Характер (интеграл поведения) – тоже способ взаимоотношений с действительностью и тоже форма. Один характер – колесо, которое катится, другой – крыло, которое поднимает вверх. Третий – винт, четвертый – бурав, пятый – шуруп, шестой – гайка, седьмой – бумеранг… А иной – булыжник, который лежит и под который даже вода не течет. Зато любой идиот, сила была бы, может его поднять и в кого-нибудь запустить. 

Человек – настолько человек, насколько может сам придавать себе форму. По образам и подобиям, которые выбирает и создает. На всех уровнях.

==========
Другие эссе на разные темы см. в книге "Коротко о главном"

  • 1
"Человек – настолько человек, насколько может сам придавать себе форму. По образам и подобиям, которые выбирает и создает. На всех уровнях".

Любовь в каждом — есть всегда, точнее, всегда есть ВОЗМОЖНОСТЬ любви, а уж хочет ли человек использовать эту возможность и насколько расположена к этому его мозаика генов...
Но эта возможность, способность есть до последнего дня жизни человека. Однако, слишком часто любовь выпускается наружу лишь тогда, когда согрета встречной любовью, и вопрос тогда, получается, в том, кто сделает первый шаг... Нередко в человеке есть "барьер первого шага" - почти невозможность быть первым, проявиться в любви первым. Видел, что у людей с таким барьером совершенно особенное отношение к собаке: в собачьей радости хозяину, преданности хозяину они видят восполнение недостающего звена в своей "системе" любви, своей потребности именно такой любви...
В способности выражения своей любви, хоть в личностном, хоть в глобальном смысле: через искусство, врачевание, внимание к человеку в человеке, мне видится та самая возможность "придавать себе форму".

Спасибо,
У меня как раз проблемы с формой. Никак не могу уложить огромаднейшее содержание, которое мы накопали, благодаря моему мужу, в подходящую форму. Вернее, наверное, сказать - в формы. :)

Спасибо за интересные и неожиданно оформленные мысли :)
Вот у воды формы нет, однако она могучая стихия. Наверное, лучше, когда характер не застывшая форма, а текучая: когда надо – крыло, когда надо – шуруп.

Постоянное наполнение формы содержанием, которое само по себе является формой для для содержания более высокого порядка...

У меня тоже был пост на эту тему - сравнение киносценариев с дифференциальными уравнениями:
http://dinazi.livejournal.com/86763.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account