Previous Entry Share Next Entry
ПсиПол: психополитическая триада
drlevi
Тезис: политика воленс-ноленс

Неужели кто-то всерьез уверен, что медицина, психология, литература, культура и ПОЛИТИКА – это разные и никак не связанные области жизнедеятельности?

И кому-то надо объяснять, что все это переплетается, сплавляется и вживую соединяется в общественном организме и в каждой отдельно взятой душе и теле?.. Что, например, количество алкоголя на душу и тело населения данной страны в данное время в значимой степени зависит, среди прочего, от того, какого качества люди пребывают у власти?..

В любом народе есть психопаты и невротики, наркоманы и алкоголики, убийцы и самоубийцы, несчастные и уроды. В любом народе полно дураков и более чем достаточно подлецов и хищных зверюг. Никакой общественно-экономический строй, никакая форма правления и никакой правитель до сих пор, при самых благих намерениях и самых разумных действиях, не смогли искоренить или хотя бы нейтрализовать это отягощение человеческой природы – наследие эволюции и всей истории нашего вида. Но есть колебания и тенденции, есть больше и меньше, есть туда и сюда. При одних правителях народ пьянствует больше, при других меньше. При одних больше убийств и самоубийств, при других меньше. При одних воруют и берут взятки вовсю, при других реже и осторожнее. При одних культура и наука идут на подъем, при других деградируют. Жестокость и насильственные преступления нигде и никогда не переводились, но бывали места и времена, где и когда они значимо уменьшались, а бывали и противоположные.

Почему при одних так, при других эдак, при одних туда, при других сюда?.. Откуда берутся хаммурапи, нероны, калигулы, гитлеры, сталины, маоцедуны, полпоты? А как возможно стало чудо Эхнатона, как расцвел и погиб великий Улугбек, как продержался на плаву императорской власти нравственный гигант Марк Аврелий? Или, уже в наши времена, такая светлая личность, как Вацлав Гавел? Или отслуживший два срока первый президент постсоветской Болгарии Желю Желев, с которым я имел радость общаться лично еще в бытность его преследуемым диссидентом и получить в подарок запрещенную книгу «Фашизм» – превосходный курс патоанатомии тоталитарных режимов. Он жил тогда в захудалом районе Софии, в крохотной квартирке, похожей на закуток бомжа, и каждый день с веселым спокойствием ждал ареста.

Колебания степеней и форм зла, большие или меньшие просветы добра в темном людском месиве… Вариабельность эта, может быть, и таит в себе еще не найденные ключи к очеловечиванию человечества.

Позволительно ли размышлять о природе власти и людях власти не только людям, стоящим у власти, и обывателям, но и психологам и врачам?.. Думаю, не только позволительно, но и необходимо. Как и историкам и культурологам. Как и генетикам и зоологам. Как и священнослужителям и писателям, не говоря уж о журналистах. Все связано со всем, все влияет на все. В плавильном котле влияний на душу и тело человека еще и экономика, история, образование, религия, экология и еще много-много всего…

«Доктор, не лезьте в политику, это не ваше дело, вы не имеете к этому отношения».

Да не лезу я в политику – это она в меня лезет, лезет, как и во всех. ТВ или радио включишь – лезет, газету откроешь – лезет, в интернет войдешь – лезет. Человек на прием приходит с личной проблемой – лезет политика из него, лезет через него, лезет через проблему. Только сам человек, большей частью, об этом не ведает.

Мое дело. Работаю с человеческим сознанием и подсознанием – работаю СВОИМ сознанием и подсознанием. И политики работают с этим и ЭТИМ же. Психотерапевты работают, главным образом, с отдельными людьми или небольшими группами, политики – с массами, но результаты на некоем уровне пересекаются. Методы у психотерапевтов с политиками тоже частично, в некоей плоскости, совпадают (рациональное убеждение, внушение и гипноз, ролевые воздействия…) Цели же – разные и как правило противоположные. Честному врачу-психологу приходится по мере сил выправлять вывихи сознания и залечивать язвы подсознания у людей, зомбированных и травмированных своей жизненной средой, а среда эта, воленс-ноленс, насквозь пронизана политическими влияниями. Помним мы и недавние, не совсем минувшие времена, когда политика и психиатрия вступили в противочеловеческий бандитский альянс…

Аристотель на тысячелетия вперед определил человека как «политическое животное». Политика – область человеческих отношений, граничащая с областью нечеловеческих отношений. Въезд туда и сюда безвизовый, граница открыта. Если кто-то объявляет себя «вне политики», то это либо наивное заблуждение, либо не очень наивная ложь. И на необитаемый остров человек приносит с собой свою психологию, свой менталитет, вылепленный историей и режимом, в котором он произрос. Но, слава Богу, человек все-таки не компьютер, и не все в нем программируется извне.

В начале прошлого века мой дед Аркадий Клячко, гражданин Российской империи, был озабочен судьбой сербов, им в это время приходилось как-то особо тяжко. Боролся за интересы сербов, организовывал помощь им, собирал пожертвования, писал страстные призывы, статьи… Никакой в этом не было у него корысти (кормящая профессия – ювелир), никаких личных причин, знакомств и пр.

Я, когда узнал об этом через много лет после его ухода из жизни, разбирая семейный архив, – сперва недоумевал: дались деду эти сербы, с чего он на них засекся?…

Попозже понял: встречаются на свете представители семейства неравнодушных, люди с широким общественным темпераментом. Дед мой таким был и судьбу сербов принял к сердцу только поэтому. Выбор души… Что до меня, то я далеко не вполне таков, лишь иногда прорывается.

(Продолжение следует)

  • 1
Считаете ли Вы, что с развитием, усложнением сознания, жизни, языка, социума, люди становятся более здоровыми и адаптивными в среднем по больнице. Или наоборот менее адаптивными, более подверженными неврозам, психопаталогиям, расстройствам личности. Например, сравнивая наше время, середину прошлого века, позапрошлого, средние века, античность.

И ещё. Я Вас уважаю, как профессионала. Мне было бы интересно знать, какой философской основой Вы оперируете в своей теоретической и прикладной деятельности?
Могли бы Вы описать Ваше представление о личности. Или отослать к какой-то из Ваших работ.

политика калечит человеческие души.

"Выбор души…"

В том-то и дело...
Душ - не осталось...
Кругом одни жирные тела ...
С их потребностями...

"Доктор, не лезьте в политику, ... вы не имеете к этому отношения"?
Да это излюбленный и заведомо демагогический аргумент - не то же ли самое говорили, к примеру, Сахарову?
Даже независимо от того, насколько близки к политике профессиональные задачи и интересы, рассуждать о ней необходимо: пусть пронизывает жизнь явно, а не подспудно. Это безопаснее.

Это смотря что считать политикой- как по мне, есть неслабый риск того, к человеку после смерти будет приложима киплинговская "эпитафия политику"... и надолго ли хватит быть политиком и человеком- тоже вопрос не из простых.

Я так очень рада почитать ваше мнение о политике. Так приятно знать, что много чрезвычайно умных и уважаемых мною людей думают так же или похоже по поводу вещей, которые не могут не волновать любого, который живет или жил в России. Вы открываете для нас знакомые вещи часто в совершенно иной проекции, новой и неожиданной. И думается, а ведь точно! Почему до меня раньше это не дошло? Жду с нетерпением продолжения.

стоп. тут дело такое. в политику как врач - подчеркиваю как врач - лез Снежневский, хотя очевидно, что, подобно Менгеле, в результате он переставал быть врачом. на мой взгляд, есть профессии, где соблюдение этических норм есть условие профессионализма.

но вы же не лезете в полтику как врач. как гражданин, как частное лицо, занимающее общественную позицию - да. но при этом вы ничем не отличаетесь, скажем, от токаря, который вполне может быть с вами солидарен по многим позициям в силу своего жизненного опыта, ума, нравственных принципов, а не потому что он мастер.

и вопрос: а как это - врач-психолог? вы,собственно кто? могу, конечно, и так уточнить анкетные данные, но мне интересна ваша самоидентификация

После заметок о "голом короле", после строк о том, что бы ему поделать, чтобы перестать быть голым, остался свербящий вопрос:
неужели можно верить, что сотни, тысячи других "голых королей" всех времен и народов после прохождения всех прокрустовых лож верховной власти, после адаптации, притирания к системе, после отсекания ею в тебе "лишнего",
можно еще что-то в этих внутренних переменах и отменить, переосмыслить, повернуться к себе передом??
Ответ мне казался очевидно отрицательным.
А в этой заметке появились радостные примеры...
Важные для меня.

А что такое политика? Первое, что приходит в голову - это искуссство управления большими группами людей ради... неважно каких целей. Но в этом случае неизбежно возникают конфликты целей и интересов разных групп и разных политиков. Конечно,политика так или иначе касается каждого, но я плохо представляю активного политика, не сделавшего выбор - вот это "мои", а это - "чужие", и их права, интересы, здоровье и даже жизни - неравноценны. Для врача или учёного такой выбор, видимо, и очень труден, и очень печален.
Как пример - сербы. Для воспитанного в русской культуре они "свои", а турки, соответственно - "чужие". А для турецких евреев своими были турки. Сербы боролись за независимость - но по уровню культуры они вряд ли превосходили турок, а по уровню жестокости - вряд ли им уступали. На чью сторону должен был бы стать, скажем, африканец, окажись он в этой заварухе?

не хочу быть идиотикосом

"Политика — борьба множества интересов. (Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес. Так, государственные служащие в древней Греции именовались политикос, а простые граждане, имевшие только личные, частные интересы, именовались ιδιοτικός (идиотикос)" -Википедия.
Теперь понятно почему так много россиян мечтают о государственной службе!!? - да ведь они просто не хотят быть ИДИОТИКОСами...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account