Previous Entry Share Next Entry
Системный идиотизм
drlevi

Оглядываясь назад, понимаю, что почти все предметы в нашем мединституте – за исключением тех, которые преподавались Живыми Личностями (см. дальше) преподавали нам из рук вон скверно. Словно нарочно старались, чтобы изобильные разрозненные сведения, подлежащие усвоению, никак не связывались между собой в живой смысл, не соединялись в едином понимании жизни и человека и ничего не давали грядущей врачебной практике.
Кое-как донося эту расчлененку в своих переполненных личной жизнью мозгах до зачетов и экзаменов, мы тут же все из себя испаряли. Когда серьезная практика началась, учиться всему нужному приходилось заново, с азов – строить себя из Дела. Лишь иногда, в критические моменты, подсознание с божьей помощью вытаскивало из каких-то архивных корзин памяти некую студенческую заготовку, позарез необходимую именно в данный миг. Так, истинно позарез, мне было однажды нужно, хирургом не будучи, вспомнить напрочь забытую анатомию брюшины – когда пришлось на ночном дежурстве самому в одиночку, на свой страх и риск делать срочную операцию, спасать человека… Вспомнилось все в точняк, я был сам этим ошарашен – уже потом, когда операция завершилась успешно.
Неосмысленной расчлененкой были и патоанатомия, судебная медицина, медицинская радиология, болезни уха, горла и носа, глазные, кожные, венерические… Из этих обширных курсов, бестолково грузивших память и нужных лишь тем, кто этим нацеливался заниматься, нужных совсем в другом – живом, практическом преподнесении, я с трудом вспоминаю лишь то, что они были, имели место, эти нагромождения.
Собеседница Ольга Катенкова – Насколько я знаю, во всех вузах и теперь так же учат.
– Увы. А вот некоторых хороших преподавателей, любивших студентов и свое дело, вспоминаю с благодарностью. Хорошие преподаватели отличались тем, что системный идиотизм образования умели преодолевать. Каждый по-своему: один – глубиной мысли и широтой эрудиции, выходом за пределы своей узкой специальности, другой – юмором или талантом рассказчика, третий – просто человеческой теплотой…
ОК – Как и в школе. Что я помню из тригонометрии? Помню только, что это про косинусы и синусы, и что математичка у нас была вредина и зануда. Биологиня, наоборот, душевная, хоть и строгая, она научила меня любить все живое. А ведь нам преподавали еще и идиотское военное дело…
– Так было и есть всегда и везде: все системное в человечестве, начиная с государства, церкви и армии и включая образование и медицину, раньше или позже становится хищной бессмыслицей, самоозабоченной нежитью, питающейся человеческими потребностями. А все настоящее, все необходимое и драгоценное создают, хранят, развивают и передают только отдельные Личности, Люди Живые с большой буквы. Слава Богу, нигде и никогда еще Личности не переводились – как бы их ни давили, ни искореняли – ни в школах, ни в институтах, ни в церкви, ни в правительствах, ни в милиции, ни в поликлиниках, ни в психушках, ни в тюрьмах. Всегда и всюду Живые находятся, пусть в ничтожном числе, но спасительном…

Из новой книги «Доктор Мозг: психология психологов»



  • 1
Наш преподаватель гражданской обороны (речь идёт о медВУЗе) любил повторять: "В нашей науке ничего умного нет".
Проверял. Таки правда.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account