Previous Entry Share Next Entry
в тему и сразу к делу: можно ли воспитать ПЛЮС?
drlevi
***
из новой книги ВОТов (вопросов и ответов) "ЛЮБИТЬ ЗНАЧИТ ДОГАДЫВАТЬСЯ"

вопрос
Из качеств ребенка какое представляется вам самым главным, основополагающим, залогом большого развития? Если выразить это одним словом, если это возможно, что это за слово? Такое качество – врожденное, или его можно воспитать?

ответ
            Хороший вопрос, но...
            Первое «одно слово», пришедшее на ум, – любопытство, сразу поправленное на «любознательность». А через пару секунд понял, что и это неправильно. Что неправомерно и не по-хорошему искусительно сводить потенциал развития ребенка к какому-то качеству.
   Любознательность, мы говорим. Да, прекрасно, если она есть – любознательность плюс... Этот вот плюс, многозначный ПЛЮС во все стороны, – это, пожалуй, и есть то самое главное «одно слово».
    Знаю очень по-своему любознательных олигофренов. И знаю близко одного взрослого, интересного, успешного, продолжающего развиваться и в свои сорок с лишним лет человека, с раннего детства и по сей день никогда не проявлявшего ни тени любопытства к чему-либо, ни грамма любознательности. При этом он незаурядный эрудит. Как этот человек вбирает в себя уйму информации обо всем на свете – загадка; несомненно лишь, что у него, во-первых, хорошая память, а во-вторых – мало тревожности и достаточно самоуверенности. Ага, тоже важно! – и память ПЛЮС, и самоуверенность ПЛЮС.
   Еще с обязательным ПЛЮС – целеполагательная и целедостигательная способность, именуемая в просторечии волей.      Еще – склонность мыслить самостоятельно. Еще – рефлексивность: открытость души и сознания, обращенность к миру других, к иным жизням. С обязательным ПЛЮС, со многими ПЛЮСАМИ!
    Что такое "развитие", а тем более «большое развитие»? Хорошо бы нам с вами это продумать получше. Мне представляется, что это океански широкое понятие не может быть сведено ни к внешней успешности, ни к внутренним достижениям, именуемым «личностным ростом» – ни к чему на свете, если не прилагается к тому еще ПЛЮС.
     Можно ли этот ПЛЮС воспитать? Сомневаюсь. Скорее, можно стараться не помешать ему.

  • 1
Именно!
Давно пора уже врачебное "Noli nocere" ввести и в первостепенные принципы Воспитателя - не навреди!

А слово "восприимчивость" не подойдёт? Которое подразумевает открытость не только усвоению знаний, но и навыкам социализации (умение слушать других людей).

Да, очень близко. Но еще и некий внутренний двигатель. Способность к развитию как таковая. Внутренняя свобода под лучами духовности, как-то вот так.

Для меня это входит в понятие восприимчивости как составная часть. (А про духовность, бррр, не надо).

:) я другую духовность разумею. Ну пусть будет одухотворенность или душевность, согласны?

Мне как-то всё равно эти слова нецеломудренными кажутся. Представляется какая-то крашеная блондинка, которая закатывает к небу глаза: "Ах, я вся такая одухотворённая!".
(Хотя я прекрасно понимаю, о чём Вы говорите).

Согласен, заляпанные слова.
Духовность не объявляется, это ее отличительный признак. Как и любовь и дружба.

Слово "человечность" пока ещё не заляпано. Наоборот, сейчас оно как-то табуировано.

Мой отец разводил пчёл. Я ему, конечно, помогал. Однажды я задал вопрос:
- Па, а что самое главное в пчеловодстве?
- Не мешать им развиваться, - ответил отец.

какая отличная тема)) Только вот понять бы - где пределы вмешательства родителей в жизнь ребенка? чтобы НЕ МЕШАТЬ ему развиваться...все равно же до определенного возраста мы, родители, определяем, какие книжки читать-не читать, в какую школу ходить, куда ездить путешествовать-отдыхать- в каких жанрах и многое другое...Вопрос вопросов, однако...

Да.
Уточняюще:

ПОМОГАЯ НЕ МЕШАЙ
НАПРАВЛЯЯ НЕ ДАВИ

И еще много деепричастий с глаголом через НЕ

... Короче: ВМЕШИВАЯСЬ НЕ МЕШАЙ)

Супер!! Кратко и емко - именно то, что нужно!)))
Попробуем воплотить в жизнь)))
Спасибо, ВЛ.!

Пользователь tuman_nadyandzy сослался на вашу запись в своей записи «+ :)» в контексте: [...] Оригинал взят у в в тему и сразу к делу: можно ли воспитать ПЛЮС? [...]

А если родители МЕШАЮТ тем, что НЕ ВМЕШИВАЮТСЯ? Вопрос-то, наверное, элементарный - недостаточно внимания ребенку. Но... Что в таком случае может сделать сам ребенок? Как можно на родителей повлиять?

смотря сколько ребенку лет...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account