Previous Entry Share Next Entry
Повторение — мать забвения?
drlevi
из давнего письма коллеге помладше

…Как я понял, Вас интересует, почему слабеет со временем действие гипнотического внушения, откуда рецидивы у многих, казалось, излеченных пациентов, у одних через месяцы, у других через годы…
Я, в свой черед, уже десятки лет спрашиваю себя, почему подобное происходит и со многими успешными самовнушениями. Одни держатся, продвигаются, растут, расцветают, другие вянут, а третьи...
Сколько уже раз: «мне помог такой-то, помогло и спасло то-то, а теперь перестало действовать, а теперь хуже – помогите, спасите, теперь только вы...» Брался и помогал, и хорошо помогал, а потом узнавал, что и
после меня… Путешествие потребителя в Страну Напрасных Надежд продолжалось, и продолжение следует.
Уже не прыгаю от восторга, когда сообщают: «спасли», «возродили душу», «перевернули сознание» и т. п. – не прыгаю, а с тревогой думаю, что же будет дальше. Все эти взлеты с падениями довольно уже испытаны и на себе...
Разумеется, кучу  неприятностей можно списать на счет внешних воздействий: гипноз среды, мерзость жизни, удары судьбы, кармическо-астрологические неблагоприятствия (не шутейно, и здесь что-то есть). Еще кучу – на темноту наших страдальцев, на внушаемость не в ту степь... Еще сотни куч – на собственную некритичность, на недогляды и на глубокие стратегические ошибки, подобные шахматным, когда преимущество в продолжение целой партии вдруг оборачиваются крахом в эндшпиле...
Мне кажется, есть здесь какой-то единый закон, сущностный, сродни принципу маятника, который я усиливался осмыслить с туманной юности, примерял ко всему и вся, в том числе и к гипнозу, ко всем известным мне психотехникам... Этот маятник меня просто гипнотизировал.
Как-то вдруг, после медитации за фортепиано, подбежал к столу и торопливо набросал некий конспектик, вот этот сумбур.

Судьба повторения: четырехфазный цикл

1. Повторы усиливают воздействие до предела возможного. Музыкальный и стиховой ритм, композиционные и ораторские периоды; гипнотизация; нашествие новой моды, успех рекламы и пропаганды; начало любви и начало ненависти; начало выздоровления на курсе лечения, начало наркомании...
2. Повторы держат воздействие, с колебаниями, примерно на одном уровне. Ритм любви, ритм работы, ритм ненависти. Установившееся гипнотическое состояние; условные выздоровления наших больных; установившаяся наркомания ("торчки").
3. Повторы ослабляют воздействие до минимума, наконец, до нуля. (Выход из моды. Бесполезность рекламы, работающей уже против себя. Вместо любви – привычка. Вместо ненависти – презрение, затем равнодушие… Те же слова и интонации, те же лозунги и призывы – неосознаваемый идиотизм пропаганды и достижения отечественной педагогики. Нейтрализация всех внушений. Размывание авторитетов. Подкрадывание рецидивов старых болезней...
4. Повторы действуют  наоборот. Крушение кумиров, конец идеалов, конец любви. Переход ненависти в раскаянье и любовь. Рецидив или старая болезнь в новом обличии. Наркоман деградирует, умирает, сходит с ума или, весьма редко, самопроизвольно излечивается. Революция – начало нового цикла.

Повторы с вариациями продлевают фазы 1 и 2, но не устраняют, а могут и ускорять 3 и 4. При любых повторах чего угодно необходимы паузы, перерывы переключения, исцеляющая разлука, рождающая готовность повторную, ностальгическую, возрождающая любовь... Повтор после достаточного перерыва с повышенной вероятностью будет уже не просто повтором, не копией, а вариацией, разработкой, развитием. Не сама ли Природа начинает исподволь вспоминать и искать то, что, казалось, отвергла напрочь и навсегда – как заготовку на будущее? Ритм Природы, ритм Творчества...
На этом оборвалось.
После отлежки перечитал и с прохладцей увидел, что хоть и наворотил целых четыре фазы, не выскочил никуда из пределов матушки-диалектики. А выскочить надо бы как-то, иначе скучно.
Отправляю в надежде, что Вас озарит яснее…
 

Post Scriptum
Вот какой коммент получил на текст "Повторение - мать забвения" от коллеги и доброго друга психолога Тани Родионовой. Это ее собственная домашняя запись, сделанная до публикации моего текста. И, как часто у нас с ней бывает, много нечаянных, но не случайных совпадений в мыслях, наблюдениях и даже в формулировках.
Текст - здесь.

  • 1
«спасли», «возродили душу», «перевернули сознание»

Вместо ствола подпорка, тряпочкой подвязанная. Тряпочка сгнила, растение загнулось - нужно новую подпорку новой тряпочкой подвязать.
Есть лекарства и процедуры, на которые болезный человек обречён до конца жизни. Видимо, и психотерапия из таких же примочек.

В какой-то момент жизни стало пронзительно ясно, словно проступило из эмоционального тумана: любовь становится Любовью тогда, когда дарит освобождение от зависимости любви, успех в любом деле становится Успехом тогда, когда освобождается от эйфории успеха. И тут же парадоксы: как только человек, теряя эмоциональную зависимость(от объекта любви от увлечения делом, работой над собой), обретает более глубокое понимание себя, владение собой, так тут же теряет интерес к сути того, что недавно поглощало внимание более поверхностно, более внешне.
Парадоксален тотальный интерес, возбуждение эмоций по поводу "внешности" событий, дел, людей, себя. Легче здесь, наверное, интровертам - они склонны интересоваться подробностями именно внутреннего содержимого, но, опять же, только себя...

Жажда именно по отмашкам маятника, по контрастам между черным и белым с зевотой по богатству полутонов серого. Даже в умозаключениях, похоже, не замечая того, грешим этим: хочется мысль выразить поярче, пообразнее, поэффектнее. Подчиняясь внутренней потребности в этих "крайностях", мы, видимо, автоматом присваиваем и другим такую потребность в экс-восприятии, экс-выражении, экс-переживании. Мол, только так и возможно и восприятие, и понимание. И правда — так! Тучи сколь умных, правильных, столь и занудных мыслей, строк, рифм, мы внутри себя воспринимаем чуть ли не спамом. И тоскливо, наверное, жить бок о бок с тем, у кого, что ни слово, то — умопомрачительно правильно и в созвучии с древними мудрецами...
Нам зачем-то нужна новизна и... да, повторение после основательного забывания. Чуть свежее образ, свежее движение мысли — и уже западАем.

Потребность в яркости слов, выражения мыслей для многих, возможно, становится некой патологией, своеобразным эмоциональным недержанием. Не отсюда ли растут ноги у всех сленгов, включая пресловутый мат, когда выражать-то(пока или уже) нечего?

Когда-то в юности заметил, что портрет того, кого уважаешь или любишь, через короткое время после размещения на стене, полке, сереет, перестаёт волновать, замыливается взглядом, порой уже начинает раздражать своей неожиданной НЕ-значимостью. С тех пор портретов перед глазами избегаю: образ человека для меня должен иметь степени свободы - в мыслях всегда так - и статика картинки может оказаться тормозом, пробуксовкой, развития, как своего, так и того, кого любишь, кто рядом. Но без малейшего визуального напоминания образ и вовсе может "зарыться" в памяти...

Эта потребность новизны, яркости, думаю, впечатана клеймом в гены Гомо Сапиенса,под одну гребенку со всем живым миром, встроена в механизм любого развития, как "защита от дурака", который без отмашек эмоционального маятника в положительную сторону может так "уклониться"...

Задумался, а что же именно меня вдруг останавливает внимание в чужих словах, в мыслях на бумаге и вслух?
Прежде всего, ненавязчивость, ненастырность ФОРМЫ. (Прикольно, однако: ненастойчивость и - останавливает.)
Второе - это сочность, насыщенность, "обезвоженность". В обилии "воды" как-то начинаешь барахтаться, захлебываться.
Третье - юмор, производный от иронии к себе...
И четвертое, может быть, и самое главное: когда в тебе видят потенциал понимающего, думающего, оставляют пространство роста...

Повторения - да, но повторения своевременные, когда человек готов к новому уровню осознания вопроса - к новому витку, так сказать. А когда начинается механический "тупой" повтор, только по той причине, что однажды этот метод принёс облегчение, то и происходит замыливание, теряется острота восприятия, то, что было так действенно, становится блёклой привычкой. Я так понимаю.
Для меня самый сложный вопрос - как поддерживать своё сознание в тонусе, как не "засыпать" в прямом и переносном смысле, и не терять интереса к жизни в каждый из её мгновений. Как принять себя со всеми "потрохами" и позволить быть...

Прилив-отлив в природе - тот же повтор, и вариации происходят - с цунами, штормом.
День-ночь, смена времен года. Значит, и на планетном уровне это зачем-то необходимо. Это не приводит к угасанию.
Периоду активного действия должен соответствовать период отдыха, сна, во время которого производится обработка полученных результатов.

Реальные перемены в человеке невозможны без его желания: собственное желание сильнее чужой воли, знаний, умений. Наркоман, самопроизвольно излечившийся, просто стал хотеть другой жизни, поменял свои желания. Понял для себя что-то сам, без воздействия извне.

Создание кумиров, идеалов, очарование другим, на мой взгляд, идут от неумения любить себя, от незнания, непонимания себя, от желания быть очарованным собой, видеть идеал внутри, а по мере понимания, что в основе очарования лежит иллюзия, происходит крушение.

Когда такие повторы становятся не просто повторами, а вариацией с внесением новых условий, развитием, это и есть эволюция. Говорят, прогресс - это когда ты совершаешь каждый раз новые ошибки. Вероятно, в этих вариациях мыслящий человек находит тот опыт, которого ему не хватало, чтобы выйти на следующий уровень. Раскачивая маятник, можно выйти из "заколдованного круга", за пределы которого многие люди и не стремятся выбраться.

Звучит банально, но что, если здоровье без болезней невозможно, как невозможен свет без тени? Сегодня света больше, завтра наоборот. Повторы, как мне кажется, вещь скучная, но необходимая. Как сказал недавно Константин Райкин про театр: им надо все время заниматься, это как кучка песка, ты ее ладонями со всех сторон сгребаешь, а она опять расползается. Еще точнее у Юрия Коваля: «Мне надоела череда дней. Всё – чередуются, чередуются, день за днем, день за днем. Надоело ужасно, а не хочется, чтоб кончалось».

Повторенье- кума склероза.:)

Предположим , что я вас поняла естественно не так:
1. Что такое эффект де-жа вю, когда повторы начинают перенапрегать?
2. Что значит самовнушение в любви? Это значит, что мне прегрезился сон, что Вася Булкин в меня влюбился и я стала себе это доказывать путем нахождения неких улик? И вдруг он действительно, влюбляется, глядя на все мои попытки доказать его виновность в любви, что будет? Это есть сценарий моего запланированного действия, который психика выдаст как повтор? Тогда к повторам надо готовится как волшебникам: сел , внушил себе и пошел с сачком вылавливать свой повтор судьбы. Сюда не входят попытки ПОГАДАТЬ на кофейной гуще, картах? Психика сама толкает в любви программировать себя?

Скорее всего я не поняла вас. :)

И еще:
1. Хотя с действиями ПОВТОРОВ я с вами полностью согласна. :)

Пишите.
Спасибо вам за книжку "Новый нестандартный ребенок" ...если вы конечно Владимир Леви, а не какой-нить другой дядечка под удивительным ником.:)

Позитивная беседа с самим собой

Четырехфазный цикл распространяется на позитивную беседу с самим собой, о которой говорится в книге Маргарет Чапмэн "Эмоциональный интеллект" (стр. 53)?

Речь о развитии внутреннего голоса (позитивной беседы с самим собой). Цель - относиться к себе лучше, повысить самооценку.  
Пример: "С каждым днём я, <Имярек>, нравлюсь себе все больше и больше". И др. позитивные утверждения. Каждое писать трижды, в первом, втором и третьем лице.

>> При любых повторах чего угодно необходимы паузы, перерывы переключения, исцеляющая разлука.

Если писать такие утверждения по 15 мин в день, то 23 часа между этими "сеансами" будут считаться перерывом?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account