Previous Entry Share Next Entry
Сапоги и подруги
drlevi
 Самые умные люди покупают себе сапоги с гораздо большим усердием, чем выбирают подругу жизни.
Н.С. Лесков 

Как прав и поныне и присно великий наблюдатель людских нравов, великолепнейший Николай Семенович. В наблюдении его наиболее удивительны два первых слова: самые умные. Примеры бессчетны, точнее сказать, почти не имеют исключений. Я поправился, потому что число самых умных людей ограничено, хотя нисколько не ограничено число людей, считающих себя самыми умными. 
И вот вопрос: ПОЧЕМУ? Если ты такой умный, то почему у тебя такая семья или отсутствие таковой?
Ну как же так – самым умным людям не хватает их самого умного ума на самое главное в жизни? Неужели возможность разумного выбора спутника или спутницы жизни лежит за гранью человеческого разумения?.. Похоже, что так. 
Не знаю, имел ли Николай Семенович в виду своего современника Толстого, затмившего его своей литературной славой, но пример семейной драмы Льва Николаевича подходит к этому высказыванию один к одному. Нужно было постараться найти столь вопиющую несовместимость, какая была у Льва Николаевича с Софьей Андреевной. Долгие десятилетия тихой душекровопролитной семейной войны, хронический нарыв, кончившийся бегством Л.Н. из дома и его смертью. Воистину есть над чем поразмыслить исследователям взаимоотношений полов и семейной психологии. Вдумываясь в эту историю, невольно приходишь к мысли, что счастье или несчастье в семейной жизни – дело ума не человеческого, а сверх того. Может быть, самым умным и самым достойным людям семейное несчастье посылается и как вызов, как испытание, как средство для напряжения духа, рождающего великие плоды, но не для себя, а для других. Недаром Сократ сказал молодому ученику: «Попадется хорошая жена, станешь счастливым. Попадется сварливая – станешь мудрецом».

  • 1
Почему такая семья или ее отсутствие? Да потому что я умный, а не мудрый :)
Если серьезно: конечно, это не случайно. Вы ведь знаете, что когда переизбыток чего-то одного, то обязательно будет и недостача. Закон, что ли, такой. Хотя все гораздо сложнее и тоньше...

самые умные живут так, как им это нужно - с семьёй ли, без; в сапогах или без онных.
Толстого, однако, отнести к таковым не могу.
мнение личное, возможно - ошибочное

:) Надо быть мудрецом до начала поиска жены. Тогда останется только счастье. Я искал родственную душу и не ошибся. Уж 26 лет прошло после свадьбы.

Фразу «Попадется хорошая жена, станешь счастливым. Попадется сварливая – станешь мудрецом», думаю, с уверенностью можно применить именно к ученикам автора её, Сократа, самим этим ученичеством подтверждающими наличие ума, здравого смысла. В других же случаях исход может быть и иным и, прежде всего, в смысле мудрости. А словосочетание "хорошая жена" не хватает решимости рассматривать само по себе вне мужчины и тесных отношений с ним, ведь тогда "хорошая жена" может означать лишь божество, ангел, в которых хочется верить, но не хочется слишком тешить себя надеждой на встречу... Посему, думаю, что "хорошей" жена может быть лишь благодаря найденной, подаренной небом, гармонии, некой гениальной совместимости характеров, потребностей и ответных возможностей.

Читая про Софью Андреевну, испытываешь противоречивые чувства.
С одной стороны, исторически свидетельствуется, что
"... что при всей страстности натуры художника София Андреевна была единственной его женщиной на протяжении почти полувека. Она была его интимным, верным и, кажется,единственным другом."(М.Горький, "О С. А. Толстой").
А это значит, что Софье Андреевне удавалось заполнить немалую часть души писателя, назначенную Женщине.
С другой стороны, в той же статье Горький пишет:
"Вспоминая о счастливых днях и великой чести моего знакомства со Львом Толстым, я нарочито умолчал о Софии Андреевне. Она не нравилась мне. Я подметил в ней ревнивое, всегда туго и, пожалуй, болезненно натянутое желание подчеркнуть свою неоспоримо огромную роль в жизни мужа. Она несколько напоминала мне человека, который, показывая в ярмарочном балагане старого льва, сначала стращает публику силою зверя, а потом демонстрирует, что именно он, укротитель, — тот самый, единственный на земле человек, которого лев слушается и любит."
Подобное чувство собственности жены на мужа может рождать бури в душе мужчины(особенно мужчины, осознавшего свою творческую величину), хотя в семейной жизни супругов наверняка бывают ситуации (например, во время болезни мужа), когда жена хочет оградить его от чужих любым посильным способом. Но если такое чувство и его выражение живет в жене постоянно(независимо от того. в чем оно выражается), то счастью, мне думается, в семье не место. Конечно, не менее болезненно и обратное: подобное отношение мужа к жене. Без чувства обладания друг другом, чувства своеобразного права друг на друга в семейном союзе, наверное, не обойтись, но безвредным это чувство мне кажется лишь в гомеопатических дозах.


Однако, в отличие от вышеупомянутого мной Горького, другие публикации говорят о том, что Толстой не был ангелом в супружестве, они, как мне кажется, говорят больше не о влюбленностях, не об изменах сердца, а об изменах плоти. Ведь одном из последних писем жене Толстой написал:
«Ты дала мне и миру то, что могла дать, дала много материнской любви и самоотвержения, и нельзя не ценить тебя за это…. Благодарю и с любовью вспоминаю и буду вспоминать за то, что ты дала мне»
.
И Софья Андреевна, влюбившись в свои 52 года в композитора Александра Танеева(любовниками они не стали), сказала перед смертью дочери: «Любила я одного твоего отца».

Интересной показалась запись Толстого конце 1899 года в дневнике:
«Главная причина семейных несчастий – та, что люди воспитаны в мысли, что брак даёт счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература; но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворённое половое желание».

Главным же камнем преткновения в супружеских отношениях для мужчины-творца(не только по отношению к Толстому) мне кажется то, что у творца-человековеда, после преодоления преодолевших некоего порога заключения Своего Лучшего в себе, возникает настоятельная потребность быть доброжелательным ко всем, выпустить свою любовь, и это, считаю, естественно для высокого ума и духа, естественно для слияния со вселенским духом, естественно для взгляда на себя и мир несколько отстраненного, с высоты(не свысока), а женщина со свойственной ей преданностью, потребностью оберегания того, что близко, ценно, может вовсе не понять, не одобрять, противостоять этому освобождению духа мужа, как бы для обладания им всеми.

Теперь оттого и мудрецов не стало, что легко избавиться от неудачного брака :) Однако некоторые виды ума выглядят слегка умнее в этой области - многие великие ученые были счастливы в семейной жизни судя по литературе. Или просто умели отстраняться, погружаться в свою науку и не обращали большого внимания на половину. Это тоже признака большого ума

Родственников не выбирают. С ними учатся жить, попутно познавая себя через те острые углы, которые приходится сглаживать. Как в темноте, натыкаясь на предметы мы учимся понимать пространство и собственные габариты. Это увлекательнейший процесс.

свое (довольно объяснительное:) объяснение семейных сложностей в семье Толстого дал в Школе злословия потомок Льва Николаевича. http://lovi.tv/video/play.php?Code=gzhpqacedx

Лесков - замечательный писатель, катастрофически недооцененный. Может быть, просто не понятый.

Думаю, все зависит от личности. Один жалуется всю жизнь на его личную невезучесть и тянет лямку или не тянет. А Толстой один из немногих сумел увидеть в личной трагедии лживую условность общепринятых человеческих отношений. Об этом говорят строки многих его произведений. Иногда эмоции личные, наболевшие просто кричат в них. "Крейцерова соната", "Анна Каренина", "Война и Мир"... И это не только боль за собственное положение. Его отношение одинаково сострадательно к мужчине и женщине, участвующих в этом лживом спектакле.
И мне кажется, с того времени мало что изменилось. Просто одна ложь сменилась другими. Думаю, что его бегство - не бегство, а просто ПОСТУПОК против лжи. Такие же ПОСТУПКИ совершали и его герои. Наверное из обычного ежедневного вранья и не выбраться иначе.

Подруга как-то употребила такой термин "разрыв шаблона". Думаю Толстой стремился именно к этому. И вот эти шаблоны в голове чаще всего мешают увидеть другого человека. Слишком хотим, чтобы он соответствовал тем представелениям, которые уже сложились у нас. Так проще, удобнее. А у него, между прочим, свои шаблоны.
Почему чаще всего трагедией называют неудачные супружеские отношения? Потому, что есть выбор? Или хотя бы его возможность. А дети например бывают гораздо более загадочными и чужими, но это данность от которой не денешься уже никуда. Детей не выбирают. Они уже рождаются со своей индивидуальностью. Можно ее корректировать в определенных пределах, но не считаться с ней нельзя, это просто безответственно. Надо учитья понимать. А это почти всегда "разрыв шаблона".


Счастье в личной жизни и ум не зависят друг от друга.
Ибо ум в голове, а к счастью приводит чуткость и мудрость души.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account