Previous Entry Share Next Entry
Паралюдь, или Кое-что о гомункулярном фаллопедисте
drlevi

Шугает бредных человец
указливый Мророк:
еще муть-муть – и всем криздец,
и всех сглотачит фог.
Раздрючит шуть, скогтявит штать,
углючит поросёт,
и никакая математь
барбыську не спасет.


Римидалв Ивел. «Барбыся в стране мудес».

Свежее письмо из ВОТов.

Я попал в "левиртуальное пространство" несколько лет назад т.к. искал выход из депрессии, завладевшей мной после разрыва отношений с любимой женщиной. Я пытался понять, что со мной произошло, и почему я не могу управлять своим разумом. За эти годы, после прочтения всевозможной литературы и после общения на вашем форуме, мне казалось, что я во всём разобрался. Но недавно, по ссылке в одной из тем форума "Травматология любви", я прочитал в ЖЖ о "Перверзных нарциссистах" или, как их ещё называют, "эмоциональных вампирах". Я обычно настороженно воспринимаю подобного рода информацию, но меня поразило то, что это оказалось довольно массовым явлением и, главное, что в приводимых описаниях я узнал некоторые "ключевые" моменты собственной истории, и истории некоторых форумчан. Также был поражен тем, что могут быть люди, совершенно обычные с виду, но которые:

...неспособны испытывать истинные чувства грусти, скорби и депрессивные реакции вообще, они бесчувственны, у них не бывает аффектов, они не страдают, нет у них и невроза, нет и эмоциональных травм, у них не бывает даже намека на чувство вины, они неспособны считать других человеческими существами...

Становится не по себе от осознания того, что самые сильные чувства в твоей жизни были просто результатом чей-то манипуляции и использования.
Попробую сформулировать вопрос в соответствии с правилами, хоть в голове какая-то каша от полученной информации.

Существует ли такой тип (или психотип) людей - "эмоциональные вампиры"? Или это обычные люди, с обычным набором эгоистических черт характера, а "вампирами" их делает измученное сознание их "жертв"?
Алексей

Алексей, спасибо за хорошо поставленный вопрос. Насчет измученного сознания жертв – прямо в десятку.
Я прочитал пост в ЖЖ, где подробно образом перелагается сочинение Мари Франс Иригойен. Эта авторша специализируется на мифистике психологического насилия, жертв и хищников, вампиров и т.п. Обычно авторы, сидящие на подобных тематиках, не расположены успокаивать свою паству и внушать здраво-юмористическое отношение к людям и самим себе, а ровно наоборот.
Иригойен описывает – точней, измышляет тип – верней, миф: «перверзный нарциссист». В полубуквальном переводе на русский: извращенный самолюб. Та еще пугалка, чернуха полная – не человек, а уже паралюдь какой-то. Навскидку сразу под клише подошли: Нерон, Гитлер, Сталин, двадцать три с половиной моих знакомых, один очень известный поэт и первая из его жен, отвампирившая его по полной, а следующих по нарастающей вампирил уже он сам, одна из моих бывших возлюбленных и более, чем одна, ваш покорный слуга, подавляющее большинство здоровых детей лет до 12, почти все актеры, многие ученые и музыканты... С разными нюансами, разумеется, но в основном сходится, если хорошо поискать.

Наиболее трезвым комментарием к посту, где перелагается этот ужастик, мне представляется этот:
hal0peridolum
Проблема ярлыков типа "перверзный нарциссист" в том, что они подходят всем и никому. Бывает, читаешь подобный списочек и мысленно ярлычки на знакомых развешиваешь. А потом на следующий день видишь этих людей, вспоминаешь, что они перверзные нарциссисты и думаешь "ну и чё дальше делать-то?" :)
На соционику похоже. Соционика возводит вешание ярлыков в абсолют, но почему-то тоже не дает ответа, что делать после того, как ярлыки развешаны :)

Вспомнилось замечание моего заслуженного собутыльника И.А. Халявина: «Всякой твари нужен враг. Без врага нельзя никак. Без любимого врага жить на свете – нафига?» Я спросил у Ивана Афанасьевича: «В самом деле, что делать после ярлыконавешивания?» «Как что? – ответил Иван Афанасич. – Ноги в руки, и – дёру!»
«От кого, – спрашиваю, – дёру: от того, на кого навешали, или от того, кто навешал?» – «А это уж куда ноги понесут», – загадочно ответил Иван Афанасич.

Серьезно: человек настолько богат разными свойствами, притом взаимно противоречивыми, что измыслить можно любой тип, и обязательно найдется ему в жизни красивое, сияющее лаковой простотой соответствие. И не одно, а целая куча. Сколько душе угодно.
Ну вот, например… Минуточку, сосредоточусь… Пожалуйста: гомункулярный фаллопедист. Как, знакомо на первый взгляд, хоть чуть-чуть?.. Ощущаются некие очертания? Воображение заиграло? Всплывает пережитое?.. Наверно, пока еще не очень – туманно, поскольку термин непривычный. Можно попробовать перевести: гомункулярный – от «гомункулюс» – человечек. Человечковый, значит, на человечка похожий, небольшой себе такой, зато мускулистый и крутой. Или наоборот, тощенький, скрюченный, но себе на уме.
Ну, а фаллопедист… Вспомним: встречаются на свете логопеды и ортопеды, шныряют велосипедисты, попадаются энциклопедисты, возникают википедисты… Ну вот, что-то в этом роде. Один гомункулярный фаллопедист ежедневно появляется на наших телеэкранах, у него высокая должность. Теперь понятно?.. Если подробно описать данный тип так, чтобы все его многочисленные характеристики кончиками своих хвостов цеплялись за некий общий, заранее заданный и узнаваемый стержень, вроде того, как стриптизерши вертятся вокруг своего шеста так и сяк, то все будет более чем убедительно, и все сразу узнают в описываемом персонаже некоторых своих высокозначимых знакомых, а на самый худой конец и себя.

Кто из нас где-то и как-то не эгоист-эгоцентрик, не манипулятор?.. В чем-то и когда-то не хищник, не бесчувственный, не… (подставим любой негатив… позитив тоже можно). Густо намалеванные одной черной краской признаки извращенного самолюба – «перверзного нарциссиста», он же – «эмоциональный вампир» – на самом деле широко и диффузно, в разных пропорциях и сочетаниях распространены в человечестве у обоих полов. В сущности, это ребенок, точнее даже – младенец, действующий через посредство взрослого тела и взрослого мозга. Фрагменты и частицы такого младенца просачиваются в повседневное поведение практически каждого человека. В редких же случаях сгущаются и наливаются первозданной утробной тьмой до такой степени, что за чернотой трудно различить что-то другое, и все легко укладывается в одно пригвождающее определение. Но эта легкость всегда только кажущаяся. Любой человек, даже такой, как трое из перечисленных мной персонажей, обязательно противоречив, обязательно выходит за рамки себя, и главное – не остается одним и тем же – изменяется, скоро ли, долго ли, заметно или незаметно – куда-то внутренне движется...
И еще сложней и важней: в разных своих отношениях с разными людьми один и тот же человек может оказываться и в роли жертвы, и в роли хищника (а часто и в одних и тех же отношениях, попеременно или даже одновременно, по разным секторам). Наблюдаю нередко: начинавшие с роли жертвы – высосанные, использованные и, казалось, психологически уничтоженные, – сами далее мутируют в психологических хищников. Мистифицируя, можно уподобить это заражению неким вирусом вампиризма…

Вот с учетом всего этого, мне кажется, ознакомление с мифологемками типа перверзного нарциссиста, гомункулярной фаллоредиски и прочая-прочая – может быть и небесполезным. Не как с какой-то жуткой мутантной породой паралюдей, а как с одной из вероятностей психологического развития и жизненных установок – как у другого человека, так и у себя. Обозначение абстрактного статичного типажа может, как некая система координат, помогать отслеживать какие-то конкретные и динамичные психологические составляющие.
Стоит почаще напоминать себе: все эти хищнические ужастики, все паралюдство – не что иное, как способы бытия внутреннего ребенка, живущего в каждом.


  • 1
Подтягивание, подтасовывание себя под различные схемы, типы, характеры, мне кажется игрой ищущего твердь ума. Как подростку, еще не нашедшего себя и свою силу, бывает необыкновенно неуютно без компании, без мнений, оценок других и ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНИВАТЬ самому, так и ищущий свое мировоззрение ум так и тянет куда-нибудь примкнуть, вписать себя в стройные ряды схем, шаблонов, иерархий, особенно, если эти "выкладки" сочинены грамотно, с воздействием именно на те болевые и слабые точки, которые еще не создали щит самости, заслон критического мышления.

Помню, с какой жадностью глотал всевозможные тесты, наборы для определения темперамента, силы воли, внимания и прочая. Беда, конечно, не в самих исследованиях, многие из которых, наверное. вполне научны, а в том значении, которое придавал результатам. Такая радость была, когда по одному из тестов выпало стать "сангвиником", ведь сангвиника я считал круче остальных. Это искала твердого берега уставшая на волнах сомнений неуверенность, нередко принимая за берег непригодную для причала зыбкость. Вибрирующий от жажды познания себя ум с легкостью размещает личность, индивидуальность в ту или иную графу и не замечает, далеко не сразу замечает, что размещение себя на некую ступень, размещение в графу некоего серьезного перечня — сродни помещению себя в перекрестие интеллектуального прицела, помещению в камеру души, индивидуальности. Хорошо, если это хоть когда-то понимается...
А когда понимается, то все таблицы, пирамиды, пъедесталы отметаются как инструменты оценочной системы, прокрустова ложа внутренней свободы..
И выпускаешь себя на волю, и ко всяким системам, куда ты можешь кем-то войти, испытываешь лишь любопытство, лишь почву для размышления. Размышления о страсти человека надевать себе вериги.

Человек неизмеримо шире того себя, которого способен в данный момент осознать. Не забывать об этом - уже свободное дыхание, уже взгляд на себя свысока, без которого трудно бывает понять себя и того кто рядом завтрашних...

Вот спасибо:)

Читая пост про ПН, даже не пыталась запомнить хитроумное название, потому что с ужасом и выступающим потом на холодно-бледнеющем лбу вдруг открывала, какая я несчастная жертва этого самого умнейшего подлеца диагноза ("как же я не заметила-то?!") и желала быстрее дочитать до конца, чтобы узнать, как излечиться раз и навсегда, и не подозревала, что с середины этого текста с таким же зеркально отраженным ужасом и вновь выступающим потом на горячечно-краснеющем от стыда лице увижу, что я не только жертва, но и самый настоящий хищник отряда перверзных нарциссистов:)

И только пережив ужасы обоих открытий, успокоилась и поняла, что сама себе... внутренний ребенок.

Какая редкость - психотерапевт, понимающий, что происходит с другими именно потому, что понимает, что происходит с ним самим, который не ставит штампов, диагнозов и позволяет человеку напротив верить в себя и свои силы изменить что-то к лучшему.

Спасибо:)

Обозначение абстрактного статичного типажа может, как некая система координат, помогать отслеживать какие-то конкретные и динамичные психологические составляющие.

Да, да! Любая классификация и любое описание того или другого типа всегда ограничены, но когда знаешь много разных описаний, легче в нужный момент узнать знакомые черты и лучше, быстрее понять человека... А если ограничиваешься какой-то одной типологией - неминуемо себя обделяешь, обедняешь картинку, упускаешь важные детали и особенности...

Владимир Львович,

спасибо за комментарий. Я некогда другими путями набрела на этот сайт и меня тоже зацепила эта статья про перверзного нарциссиста.

С одной стороны, сам сайт и читатели-комментаторы привели в смущение - действительно похоже на создателей и любителей мифологем. С другой, как Вы сказали, я и вычитала в статье не про "жуткую мутантную породу паралюдей", а про "одну из вероятностей психологического развития" - патологического развития. По рамышлении поняла, что меня смущало именно отношение читателей к ПН как некоему монстру нечеловеческого происхождения. Вообще весь сайт такой, состоящий из смеси реальных явлений и попыток, не очень удачных, создать на их основе некие социальные и психологические мифы.

А с описанным явлением мне встретиться пришлось. ОДИН раз. За 37 лет жизни я встретила ОДНОГО человека, к которому подходило предложенное в статье описание. И знаете, он производил впечатление психически нездорового человека. Тем не менее, пользовался большой популярнорстью - обрастал приятелями, друзьями, женщинами, которых высасывал и бросал. Мы несколько лет были в одном сообществе и я видела, как это происходит. И сама хлебнула, к счастью, только в качестве "друга", то есть человека, который ему помог и за это получил порцию психических колотушек. (Кстати, помощь тоже просит, как описано: "Мне плохо, я умру" - "Да ладно. Это временные трудности. Давай сейчас помогу, а там все кончится и ты уже снова сам сможешь" - "Не надо, лучше умру, не хочу никого собой грузить" - "Да мелочи это. Друзья куда больше помогают" - "Нет у меныя друзей. И не надо. Я не стою дружбы" - "Кончай дурить. Дай помогу" - "Ладно, спасибо.") Вот так ему и предлагают - работу, сотрудничество, помощь, дружбу, любовь, чуть ли не упрашивают. А потом им становится очень плохо. При том никто сам от него еще не ушёл. Особенно удивляют не женщины, а друзья, которые терпят, покуда он без всякой на то причины не решит с другом порвать. Ну вот как это, позвонить и объявить другу о разрыве потому, что... работу сменил на менее "крутую" (из-за кризиса)? Впрочем, от меня отвернулся, когда я начала кое-что понимать - это хотя бы понятная причина.

Я могла бы это описать, если интересно. Но сейчас не хочется вдаваться в такие воспоминания, да и Вы больше меня всяких "типов" видели.

Но что уж точно, это то, что толпами по улицам такие не ходят. :-)

спасибо. Очень нужные акценты.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account