?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Понимание: сразу или по капельке?
drlevi
Осмысление жизни, отношений, вообще чего бы то ни было, как можно заметить, происходит у человека либо сразу и очень рано, либо очень постепенно и завершается поздно…
Первый способ: детский. Схватывает реальность одним махом. Может быть, и за счет какого-то дожизненного опыта поколений или иномирного опыта души, сумевшего запечатлеться и проявиться. Не устаю поражаться проницательной мудрости некоторых детей, являющей себя уже года в два. "Устами младенца глаголет истина" - именно у таких.
Второй способ, кажущийся обычным и логичным: постепенное накопление возрастной мудрости. Теоретически должно быть присуще каждому взрослеющему. То, чего мы ожидаем от зрелых людей, от пожилых тем более, от старцев – закономерно…
Практически – удел очень немногих. А именно тех, в ком все-таки остается какое-то чистое ядро вечного детства.

  • 1

Чистое ядро вечного детства: плюсы и минусы

Мне кажется, это "чистое ядро вечного детства" - это и есть основа духовности человека, возможность его будущей духовной зрелости и пути к ней. ...В основном пишут о том, как у многих оно потеряно, да как его снова пробудить. Общераспространено мнение, что для этого достаточно "набирать знания". Но эрудированность сама по себе этого не даёт. ...Меня же больше волнует другой аспект. Так случилось, что я росла в творческой среде и среди творческих людей. Так вот подавляющее большинство из них - это люди с этим "чистым ядром вечного детства", но которые не употребили его на стремление к духовной зрелости. Так и остались вечными детьми. То есть, получается, это ядро может стать как основой духовности, настоящей зрелости личности и её независимости и самостоятельности в обществе или же основой вечной инфантильности и соответствующего поведения. (Расти с такими "детьми-родителями" ребёнку во многом очень больно).
...Интересно всё же, что способствует тому, что человек, у которого это ядро всё же ЕСТЬ, выбирает не путь инфантильности и неприспособленности, а путь духовного созревания?

Re: Чистое ядро вечного детства: плюсы и минусы

а доктор Чехов, между тем, считал почти по этому же поводу следущее:
"Так называемая детская чистая жизненная радость есть животная радость"

Мне видится и третий вариант:
инертное по осознавательному сути отношений и жизни признаку детство,
осмысление где-то в юности-молодости как-то сразу сквозь все переходные периоды сразу в мудрость, как бы предзнание как оно должно быть, и постепенное потом привыкание к этой мудрости, проявление её, но многое из этой мудрости может так и не успеть воплотиться в Дело...

Мудрость без вечного детства видится нереальной.

Мгновенная мудрость

На эту же точно тему и примерно в таком же её восприятии нашла сегодня притчу у Энтони де Мелло:

"Мгновенная мудрость"

- Можно ли постичь мудрость за одну минуту?
- Конечно, можно, - ответил Мастер.
- Но ведь одной минуты слишком мало?
- На пятьдесят девять секунд больше, чем нужно. Сколько нужно времени, чтобы взглянуть на луну?
- Тогда зачем нужны все эти годы духовных исканий?
- Чтобы открыть глаза, возможно, потребуется целая жизнь. Чтобы увидеть – достаточно одного мгновения...

------------

Согласна с vsandry - также "вижу" и этот третий вариант. ...Может быть и "или... или", может быть и "и... и...". Хуже если вообще "так и не...".
Причем последнее (как уже писала) может быть и ПРИ НАЛИЧИИ этого "чистого ядра вечного детства".

>Первый способ: детский. Схватывает реальность одним махом.

и в большинстве случаев потом постепенно ее теряет...
(нет, я не о старческом маразме, конечно)

я была именно таким ребёнком: мудрым не по годам. этакая бабушка в теле ребёнка. с зачатками дара предвидения и гипер-интуицией. да, и целым букетом талантов впридачу.

а в универе всё это стало быстро-быстро исчезать и умирать.
пока не умерло окончательно...
и теперь я какими-то нечеловеческими сверхусилиями пытаюсь вернуться к себе и оживить ту себя по капельке.. это и есть "взрослый" путь к мудрости?

Сразу вспомнил цитату из Дж.Смита (отзыв на которую отослал в КниГид):
Существует 2 режима обработки информации, лежащие в основе всякого разума- инуитивный и рационльный.
Интуитивное мышление описывается как бессознательный, быстрый и непринужденный стиль мышления, при котором используются такие источники информации как личный опыт, чувства, конкретные образы и чужие рассказы. Поскольку обработка информации ведется эмоционально ив очсовном бессонательно, интуитивные мышления отличаются крайней ригидностью.
Его противопожность- мышление рациональное, кторое хпарактеризуется сознателными рассуждениями и умственным УСИЛИЕМ, использованием всей доступной объективной информации и готовностью менять вводы в свете новых факов.(описки по Фрейду?)))
Интуитивное мышление развивается в детстве, тогда как рациональное появляется позже, по мере взросления.

Чистое ядро вечного детства - "инструкция по применени

Частично нашла если и не ответ на свой же вопрос здесь (в первом посте), то по крайней мере дальнейшую пищу для размышлений. Нашла у Мейстера Экхарта. Вопрос был такой: "...Интересно всё же, что способствует тому, что человек, у которого это ядро (чистое ядро вечного детства) всё же ЕСТЬ, выбирает не путь инфантильности и неприспособленности, а путь духовного созревания?".
Экхарт пишет про то же самое ядро, называя его "девственность души" или "вещее неведение" или "отрешённость" (от внешнего) или "готовность принять в себя Бога": "Хорошо, когда человек принимает в себя Бога, ибо в этом проявляется его девственность. Но еще лучше, когда Бог становится в нём плодоносным". Нашла у него много мыслей о том, как вернуться к "чистому ядру вечного детства", но не пишет он о том, что для многих людей с таким ядром (с ощущением Бога в себе, но, видимо, без осознавания этого - не знающим, "что с этим делать") отдельная проблема, как стать плодоносным. Пишет лишь: "Ни к чему душе её девственность, если при этом она не женщина" (то бишь, если не приносит плода).
В общем, пока видится мне, что есть некое "расстояние" между ощущением Бога в себе и осознанием этого, т.е. между ощущением чистого детского ядра в себе и осознанием этого.
...И "лучше" осознать это прежде, чем привыкнешь пользоваться чисто внешними "спецэффектами" от этой чистоты и непосредственности...
Вот что еще нашла у него: "...душа твоя не принесёт плода, прежде чем ты не совершишь дела, которому с трепетом отдаёшься, и ты не найдёшь спокойствия ни в Боге, ни в себе, пока не осуществишь этого дела".

  • 1