Владимир Леви (drlevi) wrote,
Владимир Леви
drlevi

Categories:

Жизнь и смерть пророка Анохина


 однофамильная рифма моей судьбы

(продолжение записи "Болевые пути волевой гимнастики")

 

Из частых вопросов на выступлениях: «Как вам удается, при такой многолетней занятости умственным сидячим трудом, сохранять бодрость и стройность фигуры с завидной мускулатурой? Наверное, много занимаетесь спортом, физическими упражнениями, делаете интенсивную зарядку?»

Нет, отвечаю, спорту и упражнениям времени практически не уделяю, люблю только ходить пешком, летом катаюсь на велосипеде и плаваю. Ну, подтянешься иногда на турнике, покачаешь эспандер, поиграешь в бадминтон, погоняешь мяч с сыном, побоксируешь ради забавы по старой памяти…

А зарядку особую делаю, да. Перед зеркалом в ванной, минуты по три – пять. И в любом месте, в любое время, в любом положении, в том числе сидя за рабочим столом – незаметно или почти незаметно для окружающих, но очень заметно для себя.

Состоит эта зарядка в произвольных напряжениях и расслаблениях разных мышц и мышечных групп, безо всяких снарядов. Танцы не сходя с места: работает шея, работают руки и ноги, работает грудь, живот, спина, таз, позвоночник. Работает и лицо, и глаза, и уши даже, ушные мышцы… На фоне любой другой работы или не-работы.

Внимание к мышцам, воля и доля воображения – естественная основа. Уже давно эти танцы мускулы мои производят и сознательно, и бессознательно, автоматично: двигаюсь внутренне даже когда застываю, казалось бы, в неподвижности.

– Это и дает хорошую телесную форму и бодрость? А как пришли к этому, как догадались?

– Было ниспослано первоначальное вдохновляющее руководство.

 В возрасте около 12 лет, роясь без спроса в дедушкиных книгах (любимое запретное времяпрепровождение, и сейчас тоже, хотя уже не запретное), нашел старенькую, пожелтелую, истрепанную книжечку в мягкой обложке. Название: ВОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА. ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ.

Система упражнений без снарядов, без отягощений – только сознательные напряжения и расслабления разных мышц. Представляя себе, что преодолеваешь сопротивления – или не представляя, а просто волей одолевая сопротивление собственной инерции, вялости, лени… Вот почему движения названы психофизическими.

Создатель системы – автор книги – доктор Анохин (Б. Росс).

– Анохин?.. И еще кто-то в скобках?

– Анохин, да, только не Петр Кузьмич, а другой Анохин, Александр Константинович, старше П.К. на 8 лет, родом тоже из краев поюжнее Москвы – из-под Екатеринославля, ныне Днепропетровска. Б. Росс – его псевдоним, вернее, один из...

Вот что сам А. К. Анохин написал о своем детище:

«Волевая гимнастика не сделает вас Поддубным или Гаккеншмидтом. (Величайшие российские атлеты, силачи-борцы начала ХХ века. – ВЛ) Она не даст вам бицепсов по 45 сантиметров или возможности выжимать 6 – 7 пудов одной рукой, но зато значительно укрепит здоровье. Даст красоту форм и очертаний и ту нормальную силу для каждого, которая утеряна современным человеком».

Думал – забыт этот автор, ан нет, интернет показывает: помнят его еще, и волевой гимнастикой там и сям занимаются.

Интересный, разносторонний и загадочный человек: практикующий врач, атлет и спортивный педагог, первый в России обладатель диплома «Тренер по тяжелой атлетике», председатель оргкомитета Российской олимпиады 1913 года. Талантливый журналист, автор множества книг, брошюр, очерков и статей, выходивших то под его фамилией, то под псевдонимом, или под тем и другим, как в книжке, которую я нашел. Писал о спортсменах, о физическом развитии детей, о смысле спорта и оздоровительно-развивающих системах – японской, немецкой, французской, чешской и так далее, включая и старорусские воинские. Занимался воспитанием молодежи, преподавал в школе скаутов; во время первой мировой войны, будучи еще далеко не пожилым, готовил юношей и девушек-скаутов к разведывательной работе…

Всегда элегантный, стройный, мускулистый, с пышными усами, с пронизывающими серыми глазами, доктор Александр Анохин владел, ко всему прочему, техникой внушения, близкой к гипнозу, и пользовался ею не только для нужд врачебных. Незаурядный актер жизни (недаром на визитной карточке у него значилось «Театральный доктор»), он был еще и оккультистом – тайным деятелем масонского «братства вольных каменщиков». Эта сторона его жизни темна и запутанна…

– Где масоны, там, привыкли мы думать, непременная конспирация, хитросплетения заговоров, роковые влияния, загадочные убийства …

– Конспирологическая мифология горазда на выдумки; однако в случае доктора Анохина без конспирации, действительно, не обошлось, и роковые последствия это имело для него самого.

Вот что рассказывает в своей книге «Справедливость силы» Юрий Власов, сильнейший штангист мира конца 50х и начала 60х годов, человек великого духа, замечательный писатель. (Цитирую с сокращениями.)

«В течение ряда лет я выяснял судьбу Анохина…

Студентом-медиком Анохин публикует первые статьи, так или иначе связанные с физической гигиеной и тренировкой (…) Впоследствии (…) издает семь книг, непосредственно посвященных различным системам тренировки (…) Его работа «Волевая гимнастика. Психофизические движения», напечатанная в 1909 году, выдерживает шестнадцать изданий! Из них восемь – посмертных, последнее – в 1930 году. Анохин являлся также редактором "Всероссийского календаря спортсмена" (…) Анохина, несомненно, можно отнести к строителям русского спорта. Невозможно счесть его очерки, заметки в разных спортивных журналах, каждая – самостоятельный взгляд на судьбу того или иного атлета, а также на назначение физической культуры и спорта. (Один из журналов, в котором Анохин играл ведущую роль, «Красота и сила», издавался с 1913 года до начала 1-й мировой войны. Журнал этот можно считать первым и доныне, пожалуй, содержательно наилучшим российским изданием по культуризму. – ВЛ)

Это одна сторона жизни Анохина. Другая – руководство крупнейшим в дореволюционной России масонским орденом Андрея Первозванного (ложа Нарцисс). (…) На Анохине как пророке ложи и вообще русского масонства замыкаются связи с орденом Изида, оккультной коммуной Гисбар и парижским Верховным советом мартинистов (через (…) небезызвестного французского консула Энно). У масонов строгая иерархия всех братьев по ложе. Есть высшее звание – пророк, есть – магистр, маг, рыцарь. (…)

Масонская ложа тесно связывает Анохина с будущим гетманом П. П. Скоропадским, «самостийником» С. В. Петлюрой, В. Н. Луниным – внебрачным сыном царского военного министра Сухомлинова, Воробиевским (он вывозил в карете «скорой помощи» гетмана Скоропадского в немецкий военный эшелон, отбывающий в Германию) – все они встречаются в этой ложе, все – братья по ложе... и ненависти к революции.

Еще до известных событий Петлюра приносит клятву в помещении масонской ложи на Львовской улице, 47, кстати, в присутствии будущего гетмана Скоропадского. В этом же доме квартиру под номером девять занимал Анохин.

В 1919 году при облаве на киевских валютчиков случайно задержан Анохин. Он не имеет никакого отношения к черной бирже, но при выяснении личности и допросе в милиции вдруг дает подробные показания о руководимой им масонской ложе и ее российских и международных связях. Важные сведения тут же поступают в ЧК.

Неизвестно, по каким причинам, то ли опасаясь возмездия, то ли в раскаянии за свою слабость (как-никак выдал святая святых – ложу и братьев по ложе), то ли по другим, неизвестным причинам, но Анохин кончает самоубийством в своей одиночке (все из-за той же важности сведений его посадили в одиночку). Характерна поза покончившего с собой – поза распятого Андрея Первозванного - символа любой русской масонской ложи. (…) (По другим данным, исходящим от масонов, он покончил собой, удавившись собственным шарфом в позе демона Бафомета, совпадающей с одним из масонских символов – пятиконечной звездой. – ВЛ)

Такова противоречивая и сложная судьба одного из зачинателей русского спорта».

 

Тяжело было узнать, что один из немногих людей, которым я напрямую обязан своим долгим здоровьем, сам прожил так мало. Александр Анохин ушел из жизни в конце марта 1920 года, всего 37 лет отроду.

– «Еще до известных событий…» Имеется в виду октябрьский переворот?

– Видимо, да – завуалированность выражения связана, можно полагать, с тем обстоятельством, что «Справедливость силы» писалась при советском режиме.

Роль доктора Анохина в становлении и популяризации российского спорта Юрий Власов описывает с несомненной достоверностью. Что же касается его оккультно-масонской деятельности, отношений с большевиками-чекистами и их противниками и ненавистниками, обстоятельств ареста и смерти – было самоубийство или что-то иное – тут осталось много темнот...

После революций 1917 года по всей Российской империи прокатилась трехлетняя война почти всех с почти всеми. В Украине кровавое всепобоище развернулось в особо крупных размерах. Шесть армий дрались друг против друга: белая деникинская, красная большевистская, объединенно-европейская (антантовская), польская, махновская анархистская и националистическо-украинская петлюровская. Заключались и распадались, как доминошные пирамидки, временные союзы; воюющие то и дело перебегали из лагеря в лагерь, и немудрено было, не развязавшись с одними, повязаться с другими, третьими и так далее.

Киев, где жил в то время знаменитый уже врач-атлет, раз пять или больше переходил из рук в руки. Александр Константинович тем временем продолжает заниматься врачебной практикой (нужно кормить семью – у него нежно любимая жена и школьница-дочь). Не оставляет работы и с юными скаутами. Когда верх взяли красные, Анохин, по крайней мере, внешне, формально, оказывается в их рядах, и не где-нибудь – а на службе в ЧК, под фамилией «Ковров» (вот и еще один псевдоним). Документы, свидетельствующие об этом, извлек из архивов украинского КГБ и опубликовал в повести «Дух пламенеющий» и в интернет-блоге Александр Киркевич.

Масонский пророк становится секретным агентом особого отдела ГубЧК – начальником «особой секретной группы» с «правом ношения огнестрельного оружия и хождения по улицам города Киева во всякое время дня и ночи»...

– «Муха, не желающая быть прихлопнутой, безопаснее всего чувствует себя на самой хлопушке»?

– Но не всегда в этом права – случается, по хлопушке бьет другая хлопушка, похлеще.

Из документов, добытых Киркевичем, явствует, что после ухода из Киева и сдачи его деникинцам красные оставили в городе доктора Анохина в качестве разведагента

«…для подпольной информационной работы в Киеве, при чем мне было поручено: а) вести работу совершенно секретно исключительно собирать информацию всякого рода - и - в) войти, если удастся в самую тесную связь и завязать знакомства с главными деятелями деникинской контр-разведки… (Из протокола допроса Анохина в ЧК, записано с его слов следователем, ошибки не исправлены.)

 

Доктор-агент, стало быть, обязан был внедриться в ряды противника, как можно больше узнать и сообщить «своим» и как можно больше, само собой, навредить «чужим». Похоже, он это и делал с помощью своих юных разведчиков-скаутов, но… с точностью до наоборот.

Киркевич полагает, что Анохин честно служил лишь советской власти, его просто «подставили», но мне, по его же данным, видится это сомнительным. Как только красные возвратились в город, Анохин подпадает под подозрение, за ним ведется слежка, и в феврале 1920 года (а не в 1919, как по чьим-то сведениям написал Юрий Власов) его арестовывают, и какие-то валютчики были тут ни при чем.

Вот что написано в не шибко грамотной докладной записке чекиста, с которым Анохин был связан агентурно и который за ним же следил и на него настучал (цитирую с сокращениями, не исправляя ошибок, по документу, приводимому Киркевичем):

…был оставлен для подпольной работы секретным сотрудником некто Ковров (Анохин) с неким Михайловым и группой других работников. Для этой цели… была дана Коврову колоссальная сумма народных денег.

По возвращении Советской Власти на Украину, путем агентурных сведений выяснилось, что Ковров за все время пребывания его в подпольи абсолютно ничего не сделал, что вполне подтверждается его докладными и другими сведениями. Также оказалось, что у Коврова никакой группы не было за исключением одного человека, который также все время бездельничал.

Кроме того имеются сведения, что Ковров определенно шантажировал Особый Отдел (…). Ковров жил на нескольких (4 – 5) квартирах и своей дипломатической работой, при наличии больших сумм денег от Особотдела и не принося таковому никакой пользы, одновременно работал в пользу противника, (…) растратив все данные ему (…) большие суммы народных денег. На эти деньги он устраивал в Киеве пьяные оргии, с людьми явно контрреволюционного направления.

Насколько можно верить этой писульке, сказать трудно, но не похоже, что это дым совсем без огня. «Пьяные оргии» происходили на квартире одной известной в те времена киевской актрисы. Там бывали видные деникинцы и кое-кто из петлюровцев. А «некий Михайлов», как сообщил арестованный Анохин на допросе, показал себя так (запись следователя со слов Анохина):

«…Михайлов ничего не дал из сведений. (…) До меня стали доходить слухи, что Михайлов (…) устраивает какую-то особую группу, которая должна заняться «чисткой Киева» от евреев и интеллигенции служившей у Совет. Власти. За это время я виделся с Мих. редко, но из его болтливости мне все же удалось узнать, что дело идет, повидимому, о возстановлении «Дворянского Монархическ. Офицерского Союза", председателем которого был Михайлов и о существовании которого я догадывался еще летом. Проникнуть глубже мне не удалось, т.к. наступили дни боев, а затем к моему удивлению Михайлов бежал (…) Его отъезд раскрыл мне глаза на многое и я склонен был думать, что Михайлов являлся с чьей то стороны просто провокатором. Почему он не выдал меня? С одной стороны, полагаю, из трусости; с другой – он постоянно всем твердил, что очень меня «любит», наконец, очевидно, он не ожидал столь быстрого падения Киева и не успел развернуть свою деятельность…»

Этого Михайлова большевики потом поймали и расстреляли. А великолепный доктор Анохин, пробыв в камере-одиночке месяц или чуть больше, ушел в мир иной. О самоубийстве его никаких сведений в документах, добытых Киркевичем, нет; ничего не известно и о каких-либо других возможных причинах смерти. Дата кончины обозначена в Брюсселе на памятнике погибшим в застенках ЧК – 31 марта 1920г.

 Что же произошло с Александром Константиновичем в действительности? Чьим агентом он был – красных, белых, или и нашим, и вашим, а по большому счету масонским миссионером?.. Сказалось ли сверхчеловеческое напряжение конспирации двойного (или больше?) агента – запаниковал, раскололся и заложил свою ложу вместе со всеми братьями, связями российскими и международными, явками и паролями?.. Казнил самого себя за предательство?..

Или наоборот – стойко держался, отпирался и отвирался, запутывал следствие?.. (Когда сменили следователя-мужчину на следователя-женщину, почему-то вообще отказался давать показания.) Или говорил правду, а чекисты не верили?.. В камере не покончил с собой, а, как полагает Киркевич, заболел – то ли тифом (частая в то время болезнь, в тюрьмах ползали сыпнотифозные вши), то ли гриппом с воспалением легких (в камере было сыро и холодно, подтапливали керосином) – и умер? Или, что кажется мне вероятнее, как человек, слишком много знающий, был убит?..

Мрак неизвестности.

Финал горестный. Доктору было всего лишь тридцать семь, еще жить бы да жить.

– Не помогли ни гипнотические умения, ни волевая гимнастика…

– Это все только орудия, средства. Силу духа дают и в жизни удерживают не средства, а цели.

– Но ведь и цели у доктора Анохина были, похоже, не маленькие.

– Цели были – а цельности, наверное, не хватило. Да и любой сапожник в конце всех концов оказывается без сапог…

– Зато сапоги, сшитые по его моделям, носить могут многие…

– И носить долго. Яркая вспышка оборванной жизни оставила долговременный след. «Волевая гимнастика» Анохина-Росса, уверен, будет переиздаваться и применяться еще долго, а имя его жить в веках. Какого года издание было у нас дома, не помню, – книжечка давно потерялась, теперь мне такой не сыскать; но к счастью, она осталась в моем мозгу, нервах и мышцах. Волевой гимнастикой в собственных интерпретациях я каждый день и занимаюсь; как одна из составляющих, сутью своей она входит в мою систему внутреннего освобождения и развития – тонопластику.

– Интересно, а мог ли «Волевую гимнастику» первых изданий прочесть и однофамилец доктора Анохина – Петр Анохин?

– Вполне вероятно. С чего это вдруг у юного провинциального книгочея в дореволюционное время появилась идея о лиге развития воли?.. Журнал «Нива» в 1909 году опубликовал «Волевую гимнастику» полностью, назвав «наилучшей комнатной гимнастикой». А Петя Анохин, как знаем, был читателем «Нивы» тех лет, внимательным, памятливым и пытливым…

 


Tags: анохин, воля, гимнастика, гражданская война, зарядка, история, масоны, павлов, революция, рифма, сексот, судьба, чк, юрий власов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments