Previous Entry Share Next Entry
о различии между стихами и поэзией
drlevi
 Всем друзьям, душевно отозвавшимся на новый стишок и на предыдущие - спасибо душевное. Такая важная обратная связь, и теперь так быстро.

Насчет интроверсии-экстраверсии - сложно, неоднозначно. Поэзия мне представляется перекидным мостом, небесно-мозговым или мозго-небесным мостом, - между тем и другим: между необъятным внешним природокосмосом и неисчерпаемой глубиной души. Пушкин, ярчайший экстраверт, был и интенсивнейшим интровертом, полное совмещение и слияние этих полюсов в отдельно взятом поэте. Данте - по конституции несомненный интроверт, однако с мощнейшей экстравертной установкой. Среди прочих поэтов и по творчеству и по жизни заметно распределение от полюса крайней интроверсии (Гёльдерлин, Хлебников...) до очевиднейшей экстраверсии (Овидий, Гюго...). Ахматова экстравертнее, чем Цветаева, Мандельштам интровертнее Пастернака. Иван Жданов (один из моих любимейших поэтов нового времени) - интроверт почти абсолютный. Но вот Бродский явно биполярен, безбрежен и на том полюсе, и на другом. 

Надо все же признать, что жемчужины ЧИСТОЙ поэзии, образной, метафоричной - шедевры поэтической красоты как таковой - приходят не от внешних воздействий, а изнутри. Если сочинителю стихов  недостает силы интровертного углубления и, сверх того, некоторой доли, говоря грубо-упрощенно, шизы - некоей разрыхленности восприятия, чувств и мышления, некоей антишаблонности, антиконвенциональности, иррациональности, непредсказуемости,  - другими словами, внутренней творческой свободы - на выходе можем получить искусные, складные и популярные версификации, превосходные, мастерские СТИХИ - но поэзию слабую или никакую. Добавка музыки, "опеснение" может выручить, но не всегда. Несколько известных, весьма социально и финансово преуспевших поэтов позднесоветского и ранне-постсоветского времени отличались как раз мастерскими, сильными стихами со слабоватенькой поэтичностью. А самый жуткий, смертоубийственный результат получается, когда поэт с сильным интровертным радикалом искусственно выделывает из себя экстраверта на злобу дня (Маяковский)..

**
..."Откуда это" возникло вчера в постели в качестве спонтанного лекарственного отвлечения от борьбы с начинающимся гриппом, подхваченным неизвестно откуда:)  

  • 1
Владимир Львович, как хорошо, что Вы затронули эту тему в ЖЖ. Но я в замешательстве. Сегодня закончил читать книгу "Непобедимый интроверт" Марти Ольсен Лэйни (на озон.ру). Возможно Вы читали. В ней автор утверждает, что различия между экстравертами и интровертами проходят на физиологическом уровне: различные пути тока крови в головном мозгу. Правда ли это?
Вы пишете, что Бродский биполярен... Как же быть с генами? Или он такой особенный?Конечно, интроверт может научиться навыкам экстраверта и наоборот. Но нельзя же усилием воли менять пути тока крови в мозгу?

Спасибо за Ваш вопрос. Я еще не читал "Непобедимого И". Из того, что известно мне: врожденно-психологические различия между людьми, разные душевные организации, в том числе Э и И, тем паче способности и таланты не обуславливаются напрямую особенностями мозгового кровообращения. Какие-то корреляции в общей сумме разноуровневых факторов могут быть, но не думаю, что связь линейная и решающая.
А усилием воли изменить мозговой кровоток - его интенсивность и распределение между разными мозговыми структурами очень даже можно, мгновенно: подумав о том или о сем:).
И не только мозговой...

Edited at 2011-08-05 04:02 pm (UTC)

Владимир Львович, спасибо за ответ. Я правильно понял, что И и Э относятся именно к врожденно-психологическим различиям? И на базовом уровне (уровне натуры) интроверту стать экстравертом не получится никогда.
По-моему, современный мир - это мир, заточенный под экстравертов. Самый популярный сегодня образ - образ активного, коммуникабельного, красноречивого, ориентированного на результат, способного быстро решать (даже на ходу), лёгкого на подъём, предприимчивого человека. Это чистый образ экстраверта. Его пропагаднируют везде: ТВ, кино, реклама, художественные книги, СМИ. Это самый продаваемый образ.
Когда жили поэты, как Гёте (интроверт), тогда было другое, более размеренное, неспешно идущее время. Если Э и И обусловлены генами, то в современном мире Э в своей тарелке, а И - нет. Я пока не знаю какая "тарелка" у И. Вот в "Непобедимом И" есть заявка на определение такой "тарелки". К сожалению, эту книгу сейчас в продаже не найти. У меня есть электронный вариант. Если Вам интересно, то могу скинуть. Может быть Вам известны книги про "тарелку" для И? :-) Или фильмы, или что-нибудь другое...

не сотвори себе типа

Спасибо - если не сложно, действительно, скиньте по электронке "Непобедимого И", погляжу. letters@levi.ru

"Тарелок" у И, уверенно - ОЧЕНЬ МНОГО. Не стоит, наверное, так уж абсолютизировать этих И и Э. Всякая типология склонна превращаться в мифологию - или, как я это именую, в мифистику - то по коммерческим соображениям, то по недоумию. Соционика, например, давно претерпела эту мутацию, не говоря уж об астрологии. Как игра детского ума на крылечке Истины, как игрушечная снасть для жизненных наблюдений и сравнений мифистика может вполне сгодиться, но как предмет некритичной веры - небезопасна или хуже того.

По моим многолетним наблюдениям: не такой уж маленький процент людей способен к переходу из преобладания И в Э и обратно. Часто: в детстве и\или юности И, далее все более Э. Вполне себе земными и социабельными оказываются, хотя были когда-то на грани аутизма (или за), или клиника даже имела место.
И наоборот бывает: земносуетные, практичные и экспансивные Э вдруг (или постепенно) превращаются в самоуглубленных И. Путь многих святых, молитвенников, монахов, а также художников, один из ярких примеров - Гоген. А вот Ван-Гог так и не выбрался из И...
Гете - как раз пример золотого, пушкинского, взаимоусиливающего равновесия И\Э. Ярко выраженным интровертом он был в молодости, в период до и во время написания "Страданий молодого Вертера" - сам страдал тогда жуткими депрессиями и болел легкими, было кровохарканье... "Вертер", объективировав душевную боль, помог ему вырваться из депрессивной воронки, правда, жестокой ценой - за счет эпидемии самоубийств среди первого поколения его читателей. С годами же Гете развернулся в пышного экстраверта, интересующегося всем на свете, любителя женщин, цветов, животных, трезвого политика (был ко всему прочему и министром), гурмана, светского застольного говоруна и выпить не дурака. В день выпивал по бутылке сухого красного, ну очень хорошего качества:). И это все с продолжением интенсивного творчества - "Фауст" и остальное.
Умер после 80 с телом еще молодого человека, никакого склероза.

Edited at 2011-08-06 11:43 am (UTC)

>>- сложно, неоднозначно.
- думаю, не только для поэтов.

Книга Лэйни мне пока не попадалась, но, думаю, а) на физиологическом уровне разница есть, но б) не между экстравертами и интравертами ТАК-КАК-ОНИ-ОПИСЫВАЮТСЯ (т.е объем и содержание разделяемых групп - иные).

PS: выздоравливайте поскорее!

Спасибо!

Теперь понимаю, чего мне не хватало в творчестве Дмитрия Быкова - именно шизы))))
В анамнезе шизы нет -
значит, точно не поэт.

О стихах и поэтах

Основываясь на своем опыте поэта и переводчика, возражу Вам, уважаемый Владимир Львович относительно техники написания стиха. Технический слабые стихи и воспринимаются соответственно. И форма и содержание должны быть на высоком уровне, только синтез этих двух понятий создает настоящее стихотворение. Всё остальное - материал для психоанализа той или иной личности, явно не достигшей внутренней гармонии.

Для меня стихи – живые существа,имеющие душу, тональность, дыхание, это живые переживания,ощущения, чувства. Это способ существования, целый мир, преломленный через сознание автора.
За каждым словом мир встает
И сквозь действительность звучит.
И дни и ночи напролет
Поэта голос говорит.
Он говорит за всех, за нас,
Приподнимая над судьбой.
Чтоб жизни пламень не угас,
Соединяет мир собой.
И лейтмотивом сквозь года
В пути сопровождают, ждут-
Фонарь, Рябина, Лебеда…
Спасают и зовут.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account