?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
104 года тому вперед
drlevi
Только что вышла моя рассылка «Memento Puerum» (спасибо всем, кто душевно откликнулся) с фрагментом о Бехтереве из книги, которую сейчас заканчиваю «Доктор Мозг, Психология психологов». Вот дополнение к ней из самого Бехтерева. Отрывок из его речи на открытии основанного им Психоневрологического Института в Санкт-Петербурге в 1907 г., то есть 104 года тому назад.
А сказано – будто сегодня и про сегодня… 
«Как это ни печально, но следует отметить парадоксальный факт, что в нашем высшем образовании сам человек остается как бы забытым. Все наши высшие школы преследуют большей частью утилитарные или профессиональные задачи. Они готовят юристов, математиков, естественников, врачей, архитекторов, техников, путейцев и тому подобное. Но при этом упущено из виду, что впереди всего этого должен быть поставлен сам человек; и что для государства и общества кроме профессиональных деятелей нужны еще лица, которые понимали бы, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика, как ее оберегать от ненормальных уклонений в этом развитии, как лучше использовать школьный возраст человека для его образования, как лучше направить его воспитание, как следует ограждать сложившуюся личность от упадка интеллекта и нравственности, какими мерами следует предупреждать вырождение населения, какими общественными установлениями надлежит поддерживать самодеятельность личности, устраняя развитие пагубной в общественном смысле пассивности, какими способами государство должно оберегать и гарантировать права личности, в чем должны заключаться разумные меры борьбы с преступностью в населении, какое значение имеют идеалы в обществе, как и по каким законам развивается массовое движение умов...
...Познать человека в его высших проявлениях ума, чувства и воли, в его идеалах истины, добра и красоты для того, чтобы отделить вечное от бренного, доброе от дурного, изящное от грубого, познать дитя в его первых проявлениях привязанности к матери, к семье, чтобы дать ему все, чего жаждет его младенческая душа; познать юношу в его стремлениях к свету и правде, чтобы помочь ему в создании нравственных идеалов; познать сердце человека в его порывах любви, чтобы направить эту любовь на все человечество; познать обездоленного бедняка, толкаемого судьбою на путь преступления, чтобы предотвратить последнее путем улучшения его быта и перевоспитания; познать и изучить душевнобольного, чтобы облегчить его страдания и, где можно, излечить – не значит ли это разрешить больные и самые жгучие вопросы нашей общественной жизни?»

  • 1
О, Господи! Вот это-то меня и убивает - какого русского мыслителя не возьми, не важно сколько лет-вкков прошло, а его мысли о России все актуальны... Что же мы так застряли, как в Дне сурка...

"а воз и ныне там"

Мне почему-то вспомнились братья Стругацкие...

"Это же прогресс. Во всей своей красе. Где это вы видели прогресс без шока, без горечи, без унижения? Без тех, кто уходит далеко вперед, и тех, кто остается позади?.."

Показатели прогресса технического и прогресса духовного совершенно не соизмеримы...

Как бы донести такое понимание до большего числа людей...

... "познать юношу в его стремлениях к свету и правде, чтобы помочь ему в создании нравственных идеалов" ?
В лучшем случае в современном тексте было бы "... познать молодого человека в его стремлениях" (без уточнения), "чтобы помочь ему не начать употреблять наркотики".
По-моему, такой субъект, как "юноша в стремлениях к свету и правде", никому и в голову сейчас не приходит.

Абсолютно со всем согласна. Сейчас человек без образования - никто для общества, везет лишь немногим... Печально: наши головы в школе забивают ненужной информацией, а у учеников, пытающихся донести это до учителей, просто отбирают оценки. И все... Но учителя не виноваты - это все долбаннное министерство, как же, наши умные министры... Уже и учебники составлять разучились, бюджет тратят только. Лучше б пенсии подняли. Мечта, и только... Нет в образовательных учреждениях настоящего образования. :(

  • 1