?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Тварь не-Божья
drlevi
Нашел недавно у Александра Меня в его «Истории религии» (том 4) отрывок о Платоне и его размышлениях о государстве, обществе, демократии и диктатуре. Поразительно актуально и по сей день.

***
...Первым этапом вырождения общества он (Платон – ВЛ) считает старое военное государство ахейского типа. Это – тимократия, то есть господство чести. Стремление вождей к подвигам и славе диктовало им решительные действия. В этом царстве борьбы сохраняются еще некоторые благородные черты: и героизм, и великодушие. Но к конкуренции грубой силы постепенно примешался новый фактор – деньги. Уже не отвага и подвиги становились источником власти, а накопленные богатства. В результате у руля вместо героев, мощных телом и духом, оказывались те, у кого туже набит кошелек. Такая плутократия (господство мошны) естественно приводит к олигархии, то есть правлению кучки наиболее состоятельных людей.
Платонова критика этого "античного капитализма" дышит страстным негодованием: он показывает, какие страшные опасности таит такой общественный строй. Олигархия неразлучна с усилением борьбы сословий. "Подобного рода государство, – говорит философ, – неизбежно не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно – государство бедняков, другое богачей. Хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга". Опасно и то, что мания стяжательства завладевает обычно не только высшими классами: в той же степени ею заражаются широкие слои населения. В конце концов алчность богачей оборачивается против них самих. Граждане, восстав, накладывают руку на имущество олигархов. Так возникает народовластие.

"Демократия, – говорит Платон, – на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию... в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь... Казалось бы, это самый лучший государственный строй"...

Но не следует спешить, предупреждает Платон. Ведь управлять страной дело нелегкое. А тут выбранными оказываются совершенно случайные и часто неспособные люди. К тому же красноречивые демагоги могут легко обманывать массы. Государство делается неустойчивым, правительства часто сменяются, власть целиком зависит от настроений переменчивой толпы. "Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: все принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они, как ты знаешь, тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными или неписаными,– чтобы уже вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти... Так вот, мой друг, именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания"... Платон показывает, как в лоне анархического "народовластия" вырастают вожди, которые чем-либо сумели пленить массы.

Не сразу обнаруживает свое лицо "народный ставленник". "В первые дни, вообще в первое время, он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран: он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким... Когда же он примирится кое с кем из своих врагов, а иных уничтожит... первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю"... В завершение диктатор начнет истреблять всех, кто может ему быть даже потенциальным соперником. "Чтобы сохранить за собою власть, тирану придется их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился"...

Свой блестящий анализ становления личной диктатуры Платон заключает мрачными словами: "Народ тогда узнает, клянусь Зевсом, что за тварь он породил, да еще и любовно вырастил".

  • 1
Народ узнает. А поймет ли? Что такое народ? Отдельные люди многое понимают... Но все происходит так, как происходит.
А Платон мудрец, конечно.

Слишком многие обманы и самообманы вскрываются после обращения к первоисточникам. Если кто-то болтает про демократию, я справшиваю ее определение. И - мордой в лужу!

И удивляться не устане(шь),
что все начертано заране(е)!
~~~~~~~~~~~~~~~~
И некий парадокс увиделся:
для живости восприятия, для полноты жизнечувствования стремишься жить каждый день, как в первый раз, каждый год, как самый лучший, как самый последний,
а для вживания в Полную Реальность надо бы знать, учитывать, впитать всё лучшее из прошлого, а впитав, не потерять все-таки новизны видения, чувствования, не потерять радости узнавания нового, не потерять способности открывать снова и снова уже давно открытый мир.

Какое точное описание того, что творилось в России и в Германии в начале ХХ в.! А ранее во Франции и Англии. Века летят, а природа человека совсем не изменилась с библейских времен.Как все скучно и предсказуемо !

Удивительно, что это всё было уже две с половиной тысячи лет назад. Ещё удивительней, что тогда всё это было так разжёвано, и до сих пор не сделано выводов.

Увы, ни тексты Платона Сократовича, ни тексты Александра Владимировича не могут воспрепятствовать эти неумолимым тектоническим метаморфозам. Остаётся каждому из нас обратить внимание на собственный внутренний мир, от которого, в конечном счёте, зависит и мир, в котором мы живём.

Впрочем, оба автора к этому и вели.

Ваш пост опубликован в LJTimes

Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes

Как же быть с очень часто встречаемым утверждением "мы сами виноваты, что у нас такая власть"? Неужели эдекторат должен быть психологами и уметь определять, что "народный ставленник" притворяется?
Вот, недавно я пытался оправдаться, что народ, и я в частности, не виноват, что у него такая власть. И не смог. Виноват?

По идее, каждый должен быть психологом. Иначе есть риск оказаться лохом - в том или ином смысле.

в таком свете вообще никакое правительство не подойдет :)... вот не вспоминается удачных вариантов за последние много- много лет )))


тварь не божья

Слово "демократия" стало как и "нанотехнология" абсолютно бессодержательным.
Вроде степени сравнения "лучше" - "хуже".
И непонятно по каким признакам. В коммунистические времена самый тупой коммуняка мог сказать что такое коммунизм. Это -читай тома Маркса, Энгельса Ленина - там все сказано.
Сейчас спросить у демшизы что такое демократия - ответ "это круто". "Как бабахнет". "Бабки-много" "чтобы все русские подохли".
Теоретики, однако.

Владимир! Я читал Вас, когда Вы печатались в "Молодом коммунисте". Доктор и писатель Вы великолепный. На кой чёрт Вам политика?

– Больной, не дергайтесь: вы умерли, мы вас оживляем, не мешайте работать.
– Да мне же больно, живой я!
– Сейчас мы это поправим. Прибавьте наркоз...
Из будней реанимации

Спасибо на добром слове. Да, было дело – в «Молодом...» напечатали одну мою статейку о гениях. А чуть позже взрослый «Коммунист» громобойно разоблачил идеологическую ошибочность и вредность моей книги «Я и Мы», после чего на несколько лет я стал автором непубликабельным, даже в журнале «Здоровье» боялись печатать. Вот вам и «на кой черт». Об этом кое-что тут: http://drlevi.livejournal.com/51365.html

Я не занимаюсь политической деятельностью. Просто живу, как и все, в человеческом мире, пронизываемом политикой. Наблюдаю людей, живущих под разнообразными и разноуровневыми влияниями политической реальности, работаю с этими людьми. И отзываюсь иногда на эту реальность как человек, как гражданин страны, как литератор и как врач, как психиатр и психолог. Пространства моих профессий и владения политики соприкасаются и взаимодействуют весьма тесно, я бы сказал даже, интимно.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я уточнил бы: не обязан, но вынужден. Политика – мир реальных человеческих отношений, конкретная организация жизни, организация судеб, повеление и соизволение им быть такими, эдакими или никакими, быть или не быть. Ты можешь политикой заниматься или не заниматься, но она тобой занимается, хочешь – не хочешь, ты у нее на учете и на прицеле, она тебя стережет и обрабатывает, она тобою питается. Политика достает тебя, достанет твоих детей и внуков, перепишет твое прошлое, перепашет настоящее, перепланирует будущее.

Недоуменный вопрос «на кой черт...» выявляет массовый инфантильный стереотип политики как некоей запретной сферы, страшно грязной и жутко привлекательной – вроде порнухи или той заколдованной водички, которую ежели попьет братец Иванушка, так тут же и козленочком станет. Очень удобная для политстервятников расчлененка сознания. Власть имущим того только и нужно, чтобы мы с вами в политику не лезли, а смирненько давали ей лезть в нас - в наши кошельки и мозги, в наши телевизоры и компьютеры, в наши избирательные бюллетени и наши судьбы. Политика для политиков, жизнь для людей?.. На деле: жизнь для политиков, люди для них же. Пока ты прячешь от политики голову, она преспокойно имеет твою задницу.

Ну и доколе?

PS А вот свежая иллюстрация. То ли правда, похожая на сатиру, то ли сатира, похожая на правду. Скорее, последнее, но суть одна.
http://exler.livejournal.com/1968684.html




Edited at 2011-11-13 11:24 am (UTC)

Дорогой Владимир! Очень благодарен Вам за ответ. Вы прекрасный и честный человек,и я рад , что Вы до сих пор радуете нас своим творчеством.

  • 1