Previous Entry Share Next Entry
Образ мира: внутренний гипнотизер
drlevi


Пишу в проходном скверике, недалеко от дома. Конец августа, тепло еще, солнышко яркое, голову печет. Снял, как видите, лишнюю рубашку, остался в жилетке. Сандалеты на босу ногу, всегда так до заморозков.

Вокруг вижу людей, одетых в тяжелые куртки, плотные  плащи. Какой-то чувак проковылял в зимней шапке.

Мысленно спрашиваю: люди, зачем не даете коже дышать, мышцам – двигаться, иммунитету – укрепляться, мозгу – работать?

Не дают люди ответа. Некоторые, проходя мимо, поглядывают на мое одежное легкомыслие с хмуроватым не то чтобы неодобрением или недоумением, но с недоприятием, кислотухло как-то.

Ага, понял. Не положено. Не сезон уже так оголяться. Не теплый июнь, не жаркий июль, не цветущая середина мая и не начало августа, а конец – осень уже вот-вот. Осенью надлежит потеплей одеваться и поприличней, сезон  прохладный и деловой. И неважно, что вот жара. Не должна она быть, не положено, мало ли что там чудит термометр. Купаться уже нельзя, хоть  вода в водоемах теплая – всё, откупались. Хочешь лето продлить – дуй на юг, а здесь нечего выпендриваться.

Ладно, допустим, попозже, в конце октября или в начале ноября, рвану на Средиземноморье. Что там увижу? Обычную картинку: жарко, пляж полон купающихся и загорающих практически голышами. Все это понаехавшие, им можно. А люди местные ходят в зимних сапогах, кутаются в теплое и на понаехавших глядят снисходительно-терпеливым взглядом, каким персонал дурдома смотрит на пациентов. Если местный человек в солнечном ноябре разденется до пляжной кондиции, его не поймут. И замерзнет, и заболеть может. Не потому, что холодно, а потому как не положено. Потому как ноябрь тут считается ноябрем, хотя на самом деле это еще вполне себе июль. Но – по-нашему, по понаехавшему июль, а по местному очень даже ноябрь.

ОБРакадабра. Нелюбителям напрягать мозги можно расслабиться. В прямой связи с только что нарисованными пустяковыми картинками поведу сейчас речь об ужасно сложном и страшно важном.

Наблюдение повсеместное и повсевременное, капитальный психологический факт. Люди, то есть, мы с вами, друзья, как и наши собаки, кошки, тараканы и вся прочая мировая живность, – мыслим, чувствуем и живем не в соответствии с реальностью. Нет и нет!

А с чем в соответствии? Со своим мнением о реальности. Со своей версией реальности. Со своим представлением, убеждением, своим образом реальности – пожалуй, это последнее словосочетание и возьмем далее в обиход и сократим его до ужасного ОБР.

ОБР – это то, какова реальность, с нашей точки зрения, а вернее, точки мышления, а еще верней, точки слепоты – есть, бывает, должна быть, может быть, хочется, чтобы была, боимся, чтоб не была…

Образ реальности. Образ мира, так похудожественнее. («И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство…» – Борис Пастернак.) Попсихологичнее –образ себя, образ других. Образ жизни… Короче, говоря, ОБР! – вот что правит всеми и вся. ОБР рулит: наш Внутренний Гипнотизер

«Это твой ОБР, – скажет кто-то, – все эти умозаключения насчет ОБРа –  не факт, не реальность, а твой ОБР. Твой собственный самогипноз».

Правильно, так и есть. Предлагаю только проверить, насколько мой ОБР соответствует ре… Поправляюсь: сверьтесь, пожалуйста, насколько мой ОБР соответствует вашему, совместимы ли наши Внутренние Гипнотизеры, не поссорятся ли, не подерутся ли. Ведь все равно ваше подсознание сверку произведет, и ежели что не так…

ОБР – агрессивный эгоист: любит себя, держится за себя, защищает себя, навязывает себя. Личный и чужой опыт принимает во внимание лишь приблизительно, не полностью и не всегда. Отклонения реальности от себя любимого не замечает или отбрасывает как не существенные или не существующие: «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».  Если реальность не соответствует ОБРу, тем хуже для реальности, полагает ОБР.

Во времена Холокоста миллионы евреев, уже видя, к чему идет, уже загнанные и уничтожаемые, все еще не могли признать ЭТУ реальность реальностью, все еще защищались от нее своим ОБРом, а не конкретными действиями сопротивления или бегства. Массовый самогипноз.

Не исчислить, скольких заблуждений и тупиков, неудач и болезней, разочарований, несчастий, трагедий можно было бы избежать, не будь ОБРы человеческого большинства такими самоупертыми. Комплексы, неврозы, психозы, бреды – все эти неадекватные образы мира, себя, других – лишь мелкие брызги из океана всечеловеческой ОБРакадабры.   

ОБР и Реальность – ОБРатная связь. Вот самое сложное. ОБРы и реальность взаимосвязаны, взаимодействуют. Каждый ОБР, человеческий ли, собачий ли, крокодилий или мушиный, так или иначе отражает реальность и в чем-то, хоть на самую чуточку, ей соответствует. Никогда полностью, всегда с искажениями – но посверкивают искорки истины и в младенческом лепете, и в бреднях лжеца, и в бреде больного.

Реальность влияет на ОБры, а ОБРы на реальность. Каждое существо, живя в соответствии со своим ОБРом, хочет того или нет, воздействует на мир и в какой-то степени изменяет его: приспосабливаясь – приспосабливает, прогибаясь – прогибает. Образ жизни рождается жизнью, а жизнь рождается образом жизни.

Тут самый момент вспомнить про ДОС. (Совпадение с известным компьютерным термином, в переводе – отказ сервера – пусть вас не смущает.) Понятие мое, аббревиатура. Расшифровка: Действующий Образ События, Действующий Образ Состояния, Действующий Образ Себя, Действующий Образ Судьбы… Все тот же ОБР, то же самое. На сознательном уровне или бессознательном. Обозначение ДОС подчеркивает возможность сознательного, активного созидания своих ОБРов каждым из нас, целенаправленного воздействия через себя на реальность.

 «По вере вашей да будет вам». Мир не хорош и не плох. Мир И хорош, И плох – мир всяк. Мир всячески многолик. Мир артистично отзывчив.

Когда я уверен, что мир плох, когда ОБР мой уныл и зол – мир немедленно идет мне навстречу и показывает свою отвратную злобную харю или другую часть тела, не самую привлекательную. Мир становится плохим лично для меня – ведь я его своим ОБРом об этом прошу, молю со всей верой – как же не посоответствовать! Щедрый отзывчивый мир становится плохим не только для меня, но и для моих ближних – мы ведь взаимосвязаны и взаимозависимы. Снова, в несчитанный раз я становлюсь соучастником мирового зла, одним из его соисточников, и черт знает, к чему это приведет.

Но сегодня вот я с утра уверен, что мир хорош, мой ОБР добр, и мир поспешил с ним срифмоваться,  поулыбаться мне, заодно и не только мне. Вокруг почему-то появилось много благожелательно и весело улыбающихся людей, даже собаки мимоидущие радостно улыбаются. Видно, как свет улыбок, здесь и сейчас рожденных, бежит дальше и дальше – в дали неведомые, по эстафете…

Что мир хорош, изначально верит почти каждый ребенок и тем соучаствует в мировом добре – вносит в мир свет. Мир, конечно же, все равно остается всяким – И плохим, И хорошим, И ужасным, И прекрасным, о ес, мир воистину гениальный артист и обожает по нашим вызовам выходить на бис в ролях, произведших особое впечатление.      

 Человек-матрешка. Есть ОБРы личные, это понятно. Есть и семейные. Есть клановые, корпоративные, национальные, государственные… Каждый из нас, как матрешка, живет внутри матрешек, которые больше, живущих в матрешках, которые больше, живущих в матрешках, которые еще больше… На каждого влияют совокупные ОБры малых, средних, больших и самых больших сообществ, в которых приходится жить. Америка живет в соответствии со своим ОБРом, Россия – со своим, Китай – со своим. Человечество в целом тоже, наверное, имеет какой-то свой общечеловеческий ОБР, о котором судить нам труднее всего. Впрочем, похоже, еще не имеет, а надо бы.  



Субъективные миры и мир, объективно существующий, вместе образуют единую большую Реальность, в которой можно при желании покопаться и кое в чем разобраться.

Образ мира есть и у задницы. Да-да, есть свои ОБРы и у кишок, и у всякой клеточки – ОБРы врожденные, вмонтированные. Каждый ген построен в соответствии с образом какой-то стороны мира, с некоей вероятностью существования. Этим и выживаем, этим же гробимся.

Мозг – орган:

а)хранения ОБРов, врожденных и приобретенных,

б выработки новых ОБРов,

в)взаимоподгонки ОБРов и реальности к нуждам выживания и комфорта – согласования субъективности с объективностью в том ограниченном объеме, которого требуют эти нужды.

НЕОГРАНИЧЕННОЕ согласование реальности и ее образов, внешнего мира и внутреннего, животной природой не предусмотрено. Возможность такая дана лишь человеку. Вопрос в том, как человек ею пользуется.

Из поколения в поколение в роде людском в небольшом числе рождаются те, для кого реальность как она есть – Истина – важнее, чем ОБР, свой ли, чужой ли. Люди, не поддающиеся массовому (само)гипнозу. Строящие свой ОБР в диалоге реальностью, с ОБРатной связью от нее. Звание Доктор Мозг к ним относится напрямую.

«Земля вертится вокруг Солнца»,– сказал один такой человек о нашей планете. А потом ради спасения своей жизни вынужден был заявить, что это не так, что он принимает ОБР своих судей. Пришлось зрячему притвориться слепым.

Кстати о слепых: реальность и ее образ при неработающих глазах. По рассказу жены.

Ехала домой на метро. На станции Коломенская заметила высокого пожилого человека в бежевом плаще, с длинной тонкой палкой, с какой ходят слепые. Подойдя ближе, убедилась, что человек и вправду слепой: глаза без очков блуждают, ни на чем не задерживаясь, не фокусируя взгляда.

– Куда вам нужно? Помочь?

– Да ничего… Сейчас сяду в поезд. Мне до Каширской.

– Можно я вам помогу?

– Не беспокойтесь… Ну давайте, спасибо…

Он говорил спокойно, с нотками легкой интеллигентной участливости, словно это не я вызвалась ему помочь, а он мне.

Как и многие, я долго не понимала, как трудно жить слепым, как тяжко приходится им на многолюдных городских улицах, запруженных транспортом. Некоторые погибают только потому, что никто не догадывается помочь – перевести через дорогу, довести до безопасного места. Незрячему человеку трудно или совсем недоступно то, что для нас кажется само собой разумеющимся: пойти в нужном направлении, правильно повернуть, обойти препятствие, войти, сесть или встать, куда надо. Недавно узнала про одного погибшего на станции – стоял слишком близко к краю платформы, электричка ударила зеркалом по голове.

Слепой человек от помощи не откажется, но ему трудно о ней попросить – не видит: кого?..

Когда поезд подошел, убедилась, что помощь провожатого для этого человека совсем не лишняя: входя в дверь, запнулся о порог, войдя, начал поворачиваться туда-сюда… Увидев свободное место, поспешила его усадить, а он чуть не сел на колени сидящей девушке. При всем том движения его были легкими, изящными и своеобразно уверенными, с каким-то даже особым достоинством. Заметила на ногтях обеих рук темные пятна: прищемил, видимо…

– Как вас зовут? – решилась спросить.

– Женя. А вас? – он вдруг посмотрел на меня сфокусировано, будто видит.

Я тоже представилась.  

– Вы так правильно смотрите, будто видите.

– Я на голос…

Дальше в разговоре выяснилось, что Женя едет не куда-нибудь, а на работу.

– При гостиничном комплексе открылся колл-центр, вот мы там и работаем – пять дней по восемь часов в неделю. Регистрируем звонки по специальной программе. Получаем по 12 с половиной тысяч в месяц.

– Так мало?

– Что вы, и на том спасибо.

 Я поняла, что он благодарно держится за эту работу.

Подъезжаем к Каширской.

– А как дальше будете добираться?

– Не беспокойтесь, меня там всегда встречает товарищ по той же работе. Он немного видит. Он различает свет.

– Могу спокойно доверить вас провожатому?

– Да, да, спасибо.

Мы вышли, и Женя сразу уверенно пошел вдоль поезда к головному вагону. Я следом за ним – и увидела, как у колонны он врезался в стоявшего человека, который внезапно шагнул ему навстречу. У человека этого тоже была длинная палка и такие же, как у Жени, блуждающие глаза, даже, мне показалось, еще менее фокусирующиеся.

– Давай-давай, пошли, – грубовато сказал провожатый, жестко беря Женю под руку.

Я решила попрощаться, подошла к Жене и пожала руку:

– Храни вас Бог.

– До свидания, – улыбнулся он.  

Они повернулись, пошли к лестнице. Я глядела им вслед. Походка провожатого была менее уверенной, чем у Жени. В толпе оба смотрелись как инопланетяне. Слабовидящий слепого ведет – не сказать, чтобы веселое зрелище. Чем-то напоминает работу психолога…







то есть прав был Платон со своей пещерой: никто не видит истиной сути вещей, только ее отражение для себя лично?)

Тоже всегда задумывалась над этими вещами - как по разному мы все смотрим на мир. Вот, кстати, люблю купаться во второй половине августа - начале сентября. Вода в речке еще ничего, даже можно сказать бодрящая)))), зато народу вокруг - никого. Тишь, гладь и простор...

Р.S. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас, Владимир Львович, за Ваши хорошие и добрые книги. Большое Вам спасибо! :)

Спасибо! Ваши книги надо бы читать каждый день прямо с утра - чтобы ОБР был добр :))

Спасибо! Очень интересная тема! Вспоминается, как знакомый пытался обливаться холодной водой зимой во дворе многоэтажного дома. В конце концов, не выдержал недоуменных взглядов. Теперь обливается только в собственной ванной.

Образ мира: внутренний гипнотизер

Пользователь dorys сослался на вашу запись в «Образ мира: внутренний гипнотизер» в контексте: [...] забавно, там тоже присутствует теплая погода. Оригинал взят у в Образ мира: внутренний гипнотизер [...]

С точки зрения истины, всё не так просто, имхо. У каждого настолько свой ОБР, что один человек не может показать и доказать другому, что его ОБР ближе к реальности, чем чужой. Правильнее даже сказать, что каждый живёт в своём вполне реальном мире. Установить сходство с другими индивидуальными мирами он может или путём поиска общностей с ними (впрочем, многие и искать не надо, вот они), или за счёт внимания к тому прообразу внешнего мира, который и есть замысел Господень.

Спасибо. Это диагноз. Всем нам. Нашей современности. Лекарство? Может быть:

«И снова вы слишком ударяетесь в абстракцию. Не поймите меня неправильно, профессор Ницше, вы говорите красиво, сильно, но когда вы начинаете мне читать свои записи, я теряю ощущение личного общения с вами. Умом я вас понимаю: о да, боль действительно приносит плоды: рост, силу, креативность. Я понимаю это здесь, — Брейер показал на голову, — но досюда, — он показал на живот, — они не доходят. Если вы хотите помочь мне, вы должны добраться до того места, где гнездятся мои переживания. Вот здесь, в кишках, я не ощущаю никакого роста, я не рождаю танцующие звезды! Там только неистовство и хаос!»

Ницше расплылся в широкой улыбке и ответил, потрясая пальцем в воздухе: «Именно! Наконец вы сами сказали это! Точная формулировка проблемы! А почему нет роста? Более полезных мыслей? Вот на что был нацелен вопрос, который я задал вам вчера перед самым вашим уходом: о чем бы вы думали, если бы не уделяли все свое время этим чужеродным мыслям? Прошу вас, откиньтесь назад, закройте глаза и попробуйте вместе со мной провести умственный эксперимент.

Давайте заберемся куда-нибудь высоко, может, на вершину горы, и посмотрим вокруг вместе. Там, далеко, мы видим человека, и человек этот не только умен, но и чувствителен. Понаблюдаем за ним. Вероятно, когда-то он заглянул слишком глубоко в ужас своего существования. Может, он слишком много увидел! Может, ему довелось столкнуться с прожорливыми челюстями времени, или с собственным ничтожеством — он всего лишь песчинка, — или с быстротечностью и непредсказуемостью. Его страх был острым, ужасным, но однажды он вдруг узнал, что страсть ослабляет страх. И он впустил страсть в свой разум, и страсть, беспощадный противник, вскоре завладела всеми остальными его мыслями. Но страсть не умеет думать, она жаждет, вспоминает. Итак, человек начал перебирать похотливые воспоминания о Берте, калеке. Он перестал смотреть вокруг, все свое время он тратил на свои сокровища: воспоминания о том, как двигались пальцы Берты, ее губы, как она раздевалась, как разговаривала, заикаясь, как ходила, прихрамывая.

И вскоре все его существование было поглощено этими мелочами. На широких бульварах его сознания, созданных для парада благородных идей, скопился мусор. Сначала он еще помнил о том, что когда-то в его голове бродили великие мысли, но со временем это воспоминание поблекло и вскоре совсем исчезло. Исчезли и его страхи. Осталась только растущая тревога, словно он упустил что-то. Сбитый с толку, он начал разгребать завалы мусора в поисках причины тревоги. И вот что мы видим сегодня: он копается в отбросах, словно в них скрывается ответ. Он даже предлагает мне составить ему компанию!»

Ницше замолчал, ожидая ответа Брейера. Молчание.

«Скажите, — спросил его Ницше, — что вы думаете о человеке, которого мы видим?»

Молчание.

«Доктор Брейер, что выдумаете?»

Брейер сидел молча, с закрытыми глазами; казалось, слова Ницше загипнотизировали его.

«Йозеф, Йозеф, что вы думаете?»

Приходя в себя, Брейер медленно открыл глаза и повернулся к Ницше. Он так и не произнес ни слова.

«Разве вы не видите, Йозеф, что проблема вовсе не в том, что вы ощущаете дискомфорт? Да какое значение имеют напряжение и давление в груди? Разве кто-нибудь когда-нибудь обещал вам, что все будет хорошо? Вы плохо спите? И что с того? Вам кто-нибудь говорил, что вы будете хорошо спать? Нет, проблема не в дискомфорте. Проблема в том, что не те вещи вызывают у вас дискомфорт^.»

Ницше взглянул на часы: «Вижу, я задержал вас надолго. Давайте закончим тем же, чем и вчера. Пожалуйста, подумайте, о чем бы вы думали, если бы Берта не заполонила весь ваш мозг? Договорились?»

Брейер кивнул головой и вышел из комнаты.

Ирвин Ялом "Когда Ницше плакал".

А что же есть Истина в свете размышлений об ОБРах?
Ведь тут же откроется, что существует как минимум две Истины: добрая и злая, темная и светлая.
(Многие женщины, например, убеждены, что мужчинам от них нужно лишь одно, что всё их внимание к женскому миру, все их достижения и поступки во имя женщины, открытость и рыцарство - все ради удовлетворения своей сексуальности, что не будь этого, не будет и мужчины во всех его лучших проявлениях. И это некая темная правда - да, не будет. А светлая правда в том, что этот механизм существует, что сексуальность является движущей силой и познания, и созидания, и творчества, и умения видеть красивое, и вообще является основой общения, доверия и партнерства...)
И непросто видящих темную правду научить видеть светлую. Отсюда вечные полюса: власть и свобода, лень и движение, сила и слабость, любовь и страх, жизнь и смерть.

Обратная связь личного ОБРа и реальности архиважна, но что определяет ЗНАК этой связи, плюс или минус, тепло или холод? Ведь нейтраль здесь, как мне видится, невозможна, да и не интересует человека... Человеку важно не поддаваться массовому (само)гипнозу не ради чего-то нейтрального, само сопротивление - это уже не нейтраль, а... движение вверх, развитие, хотя с точки зрения других ОБРов развитие - это осложнение, усугубление, нестабильность...
Лента Мёбиуса, да.
Но хочется, чтобы она была в руках любящего... ;-)

две истины - только как минимум :))
а начни считать - пальцев не хватит...

ЗдОрово!
Я Вас всегда любила читать.
Очень хочется продолжения про ОБРы и про то, как свой ОБР все-таки корректировать с реальностью. С объективной реальностью, которая дана нам в наших обманчивых ощущениях.
Я вот например с детства знала (не знаю откуда, просто сама догадалась), что цвет, то как я его вижу - субъективен и вполне вероятно, что другой видит этот же цвет совсем по-другому. Мне очень-очень хотелось хотя бы разочек увидеть цвет (краски мира) глазами другого человека. А сегодня как раз прочитала в сети, что ученые выяснили, что женщины видят цвета иначе, чем мужчины (интересно, как это они смогли выяснить?).
Но это маленькая такая частность.

Рекомендую к прочтению

Пользователь utro_vecher сослался на вашу запись в «Рекомендую к прочтению» в контексте: [...] и поэтично. При этом - о весьма важном. http://drlevi.livejournal.com/66299.html?style=mine#cutid1 [...]

Советую почитать:)

Пользователь machkin сослался на вашу запись в «Советую почитать:)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Образ мира: внутренний гипнотизер [...]

Образ мира: внутренний гипнотизер

Пользователь snake_2010 сослался на вашу запись в «Образ мира: внутренний гипнотизер» в контексте: [...] Оригинал взят у в Образ мира: внутренний гипнотизер [...]

Про реальность и её образ. В школьном детстве с интересом прочитал книгу Платонова "Занимательная психология". Потрясла фотография эксперимента: человеку под гипнозом внушили, что обычная монета раскалена до красна и прикоснулись ей. У него образовался ожог. Реальный! Ему можно объяснять, что это всего лишь прикол. Но для него реальность -- ожог и боль от отжога. Реальность.
В этом смысле мы сами подобны по образу и подобию Создателю. Мы сами творцы своей реальности. Её можно называть образом, но если ничего другого у наснет, это и есть наша реальность.
А ещё в детстве я очень не любил сказку про енота и того, кто сидит в пруду. Почему-то. Но сейчаспонимаю, что это очень мудрый подход. Мир (ОБР?) это зеркало. Какую физиономию скрючишь ему в ответ, такой она и отзовётся. Похоже, большинство или не умеют у3лыбаться, или получают кайф, живя среди оскалов.

Вывод напрашивается тоскливый

Я честно сопротивлялась: пошли гулять еще по-летнему, да и тепло было. В результате - сопли и у детей, и у меня. Похоже, ОБРы закутанных прохожих просочились в нас(((
Это еще до прочтения Вашего поста было...

вот спасибо вам. это хорошо с утра.

?

Log in

No account? Create an account