?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
формула душевного созревания
drlevi
Предложение системы отсчета. Душевная зрелость начинается с мига, когда хоть на чуточку становится  ценнее любить, чем любимым (любимой) быть. 

Умозаключение такое нехитрое - прямо из текущего опыта. Зачаток душевной зрелости дан в природном опыте родительства, особенно материнства. Матери новорожденного (если она душевно хотя бы элементарно здорова), и по чувству. и по здравому смыслу совершенно не важно, "любит" ее дитя или нет, - сам вопрос этот на сей фазе развития ребенка абсурден. Зато совершенно самодостаточна ее собственная любовь к младенцу, она этим живет, и - если душа не затемнена - это счастье великое, едва ли высшее в целом свете.

Иосиф, новый сынок мой, еще совсем крошка (вон, слышу, пищит, сисю просит), долгонько еще не будет уметь нас с Марийкой любить, да и не известно еще, строго говоря, будет ли вообще. И это не имеет совершенно никакого значения. 


  • 1
Владимир Львович, два мнения, которые обсуждались в диалоге со stzozo, кажется же, не противоречат друг другу. Они, возможно, две части одного и того же. Часть детей, от генов и среды, сразу становятся скорее заботливыми и любящими. Другая часть, от генов и среды, предпочитают, чтобы за ними ходили, чтобы любили их. Но и у тех и у этих одно из выражений душевной зрелости - осознАние именно большей ценности любить, чем быть любимым. Когда появляется осознанность, в обоих случаях, справедлива и становится ваша шкала зрелости душевной.

Про детскую любовь, которая в нескольких обменах мнениями упоминается, тоже возникла мысль. Это же вами высказанная дихотомия: любовь - зависимость? С одной стороны, кажется почти совсем определенно, у детей во многом зависимость. Основание: дети всегда больше любят маму, чем папу, при очень редких исключения. Девятимесячный унисон сердец и тел, гораздо большее проведенное вместе с мамой время или, как у домашних питомцев, - кто кормит, того и люблю; здесь разницы немного; важно: доля зависимости довольно велика. Но, с другой стороны.
Осенью довелось побывать в Центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Это структурное подразделение ОВД ГУВД края, где в течение 30 дней содержаться люди в возрасте до 18 лет, совершившие правонарушение, в 85 случаев не первое, в 75 случаях живущие в неполных семьях и почти в половине случаев в семьях, где родители алкоголики. В учреждении применяются так называемые восстановительные технологии: психологическое сопровождение и групповые и индивидуально-восстановительные мероприятия. Учреждение не выполняет карательную или исправительную функцию, но подростки и дети там очень "рваные", многие просто маленькие зэки.
Так вот, идейный руководитель всех этих восстановительных технологий, психолог, женщина крайне неравнодушная к происходящему и работающая там больше двенадцати, кажется, лет больше всего поражалась такому факту. Конечно бывает, что дети и особенно подростки, плохо относятся к собственному дому, говорят, что там им плохо. В тех условиях жизни из которых они попадают в этот Центр это как раз вполне нормально. Но женщину поражает огромное количество несовершеннолетних, особенно детей, которые даже при таком отношении к дому, все равно очень хотят домой вернуться, потому что очень скучают по родителям. При этом родители, которые живут в городе (а дети там со всего края) за 30 дней могут ни разу не прийти на свидание и даже не позвонить. Хотя политика учреждения - звоните и приходите хоть каждый день. Или та мамочка, которая приходит, еле на ногах стоит от алкоголя и, судя по всему, довольно равнодушна к ребенку. Но дети, при этом, искренне скучают и рассказывают какая у них мама замечательная и как они ее любят. Здесь скорее любовь? Или, любовь и зависимость, все же, не дихотомия? Бывает некая третья категория, любовь-зависимость?

Это я риторически спросил. Спасибо вам за очередную здравую и развивающую мысль.

благодарю,

очень содержательно и точно.

Любовь и зависимость дихотомичны (или-или)только крайними своими значениями, как, условно говоря, абсолютный свет и абсолютная тьма. В реальности же в основном светотень, И-И, соприсутствие и взаимопроникновение одного в другое, того и другого в разных пропорциях.

Иррациональная любовь детей к хреновым родителям показывает, как критически важен для ребенка (и для внутреннего ребенка взрослого) живущий в душе ОБРАЗ родителя хорошего, все равно хорошего, несмотря и вопреки жуткой действительности - хорошего и достойного любви. Похоже, образ этот уже до рождения, генетически, а может, и ПРЕДгенетически, эгрегориально предуготован, и сызмальства из глубины ищет, на кого в житейской поверхности перенестись - ищет слепо и страстно, как новорожденный ищет сисю. Не здесь ли исток персонифицируемой религии, этой исторически обязательной у каждого народа веры в Живого Бога или Богиню - в Сверхотца и Сверхмать.
Детская любовь религиозна!

Edited at 2013-01-28 08:28 pm (UTC)

Re: благодарю,

На импринтинг здорово похоже. Своеобразная, человеческая, но потребность следовать. Инстинктом уже назвать опасаюсь, заметьте ;о) И, да, любовь детёнка религиозна, чистой воды. И, если бы это был исток, он был бы очень красив, по мере меньшей. Я - за. Только вот утверждать что-то информации не хватает.

Владимир Львович, а можно я еще раз риторически. А на тему предгенетического и эгрегориального есть какая-то литература, хотя бы околонаучная? "Генетика, психолого-характерологические и клинические наблюдения" могут утверждать что-то об эгрЕгорах?

Про дихотомию же, первые варианты ваши, кажется, больше мне по душе. Ибо, зачем любви проникать в зависимость, если она свет. Свет просто есть, он ни с чем не соперничает, по природе себя. А вот тьмы, по законам физики, как раз нет. И снова своеобразность человеческой природы - разные виды тьмы. Точно знаю еще один вид, дихотомичный любви (а значит не более мощный, чем зависимость, одинаковый с ней по модулю!) - страх. Значит, должны быть и варианты света. Здорово, спасибо снова..


Edited at 2013-01-29 12:37 pm (UTC)

  • 1