Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ СИНЕРГИЧНО

- название только что вышедшего 197 выпуска моей рассылки "Конкретная психология: рецепты на каждый миг". Как обычно - поднос с несколькими угощениями, внутри некоторых - еще. Кушайте на здоровье!:)

моя формула оптимальности

в здоровье, в лечении, в делах, в отношениях, в сочинениях, в воспитании, в(само)образовании, в быту - короче, во всем - вот:

УБИРАЙ МАКСИМУМ ЛИШНЕГО
СОБЛЮДАЙ МИНИМУМ НЕОБХОДИМОГО


Не шибко оригинально, зато универсально и с нюансиком. Нюансик закключается в максимуме и минимуме. В здравомысленном признании, что от всего лишнего не избавиться и не надо, и что все необходимое соблюдать невозможно и не нужно, требуется лишь держать пределы, и все будет как нельзя лучше.
Когда стукнет 77, попробую показать это визуально на личном примере, с помощью одного забавного танца.

их многовато будет

Ну вот - обещанный салат
на столик ваш поставить рад.


Сначала - как бы детское.

О загадочных пропажах в нашем доме,
серия четверостиший «Сезонная распропажа»

Куда-то пропала книжная полка.
Наверно, к соседу ушла втихомолку.
Мне стало понятно теперь, почему
Мигала она через стенку ему.

Ушел из дома холодильник,
Не захватив с собой мобильник.
Ни позвонить, ни SMS…
Придется вызвать МЧС!

Исчез мой любимый банный халат.
Залез в холодильник покушать салат?
Или от скуки прыгнул в окно?
Его не водили ни разу в кино!

А ночью куда-то сбежали салфетки,
Большие пижонки, большие кокетки!
Наверное, в бар усвистали они.
Скорей одевайся, беги, догони!

А где моя зубная щетка?
Ее украла злая тетка!
И мужу бросила в кровать,
Чтобы картинки рисовать!

Куда-то смотался мой письменный стол!
Наверно, пошел поиграть в волейбол.
Кальсоны зачем-то с собой прихватил.
В милицию вовремя я позвонил!

Укатил из дома глобус.
Видел я, он сел в автобус.
Пассажиров растолкал,
турникеты поломал...
С громким криком: "Я - планета!"
В цирк поехал без билета.

**

(ПО ШКОЛЬНЫМ САМОВОСПОМИНАНИЯМ)

Шум и гам в собачьем классе –
убежал котенок Вася:
как разбойник, как бандит
на заборе он сидит.
Замер Вася на заборе
в удивлении и горе:
– Как могла меня ты, мама,
в класс собачий записать?
Здесь учительница Жучка –
каждый день гав-гав и взбучка,
а сосед-щенок упрямо
хвост мой хочет покусать.


Отвечает мама Кошка:
– Потерпи, сынок, немножко.
Знают все: собачья школа
круче всех на свете школ.
Здесь предметов разных масса,
здесь костей полно и мяса,
дискотека, пепси-кола
и собачий баскетбол.
Здесь тебя научат лаять,
языком паркеты драить,
поднимать на столбик ногу
и команды выполнять.
Будешь помнить каждый запах,
танцевать на задних лапах,
есть от пуза, пить помногу
и весной как все линять.


Зашипел котенок Вася:
– Нафффига мне столько мяса,
Нафффига мне дискотека,
я же кот, а не дурак.
Лаять, гадить на дорогу,
задирать на столбик ногу
пусть научат человека,
предводителя собак.


– Он умеет все и так, –
возразила мама Кошка.


– Вот и пусть виляет ножкой
и рычит в собачьем классе, –
предложил котенок Вася.–
– Не пойду я в школу к псам!
Я учиться буду сам!



**
И еще немножко ну как бы ...


Неизбежности не переча,
я в тайник ее пристально вник.
Благодарствуй, минутная встреча,
благодарствуй, единственный миг,
благодарствуй, потеря-утрата.
Как дитя, пальчик взявшее в рот,
жизнь меня потеряет когда-то,
поиграет и снова найдет.

**

Маг, языком не болтай.
Прочен ли свет или хрупок,
действием испытай,
вызнай насквозь поступок.

Смерти змеиный мед,
черный он или белый?
Не говори, но делай.
Слышишь?.. Солнце зовет.

Вспомни мильоны родин,
звездную путь-дорогу.
Кто от себя свободен,
равен себе и Богу.

Отрастим орган учебы

(из книги "Доктор Мозг")

Думаете, старость начинается с первых морщин или седых волос? С усталости, слабости? Со стариковских болезней?
Нет. Раньше. Гораздо раньше.
Старость начинается с неохоты учиться. С самого первого сопротивления обучению.
Да, старость у многих начинается еще с детства. А может и никогда не начаться. И может в любой момент повернуть вспять, на омоложение. Нужен для этого только веселый и крепкий дух, помещенный в более или менее живой мозг, пусть и потрепанный. Но сейчас не совсем о том.

Встречался в недалеком прошлом в отечестве нашем один странноватый человеческий подвид, ныне уже почти вымерший по причине неделовитости, а на деловом Западе пока еще обитающий. Вечный студент. Некоторые представители этого типажа умудрялись заканчивать по три вуза, и все им было мало, поступали еще и еще куда-то. Но большинство ни одного учебного заведения не заканчивало.­ Типичный вечный студент – бродяга-недотяга: поступает, не доучивается, бросает, поступает снова, переходит из одного вуза в другой, какие-то экзамены сдает, какие-то заваливает, берет академотпуска­...

Некоторых из таких я знавал; чувствуя и в себе подобную склонность, усиленно приглядывался, стараясь понять суть этакого человеческого состояния. Вечные студенты, как выяснилось, –  народность неоднородная. У одних ведущей внутренней составляющей  оказывается душевно-личностная неустойчивость – разбросанность побуждений, чрезмерные колебания настроений с чередованиями подъемов и спадов. У других – фортунофобия, судьбобоязнь: страх перед определенностью жизненного выбора и ограничением пространства свободы, той же природы, что у вечных женихов и вечных невест: любят начинать, но не... У третьих, при родителях обеспеченных и опекающих – затянувшаяся безответственность: учиться не учась, гулять в свое удовольствие, на все забивать – чем не жизнь? Некоторые из таких ребятишек попозже могут проявить хватку хищника. У немногих – особо напряженные поисковые метания: неудовлетворенность обыденностью,   жажда жизни осмысленной и работы по призванию, которое еще поди угадай. У очень немногих – жадная, ненасытная тяга к учебе как таковой – мания ученичества, религия ученичества.­

Себя тоже могу, пожалуй, причислить к вечностуденческой породе – не столько по биографии, сколько по самочувствию. Эти строки пишет человек, всю жизнь живущий в сознании незнания, в разумении неумения. Все время пытающийся чему-нибудь научиться. С каждым пациентом, с каждым ребенком, с каждым человеком только начинающий что-то понимать и уметь. С каждой страницы опять писатель-новичок, ученик, сдающий одну контрольную работу, потом другую, один экзамен за другим, и так без конца. Каждый день начинающий новую жизнь. Хорошо или плохо, не знаю – но так.

Сейчас вот учусь начинать жизнь у моего младшего сына, ему еще нет трех месяцев, а сколько уже знает, сколько умеет.  Я тоже это когда-то знал и умел, теперь приходится все повторять с азов, это смешно, трудно и драгоценно.

D-r Mozg: Recipe № 1. Для взрослых. Отрастить орган учебы

Скорее всего, с малолетства взрослые потрудились привить тебе отвращение к учебе, страх перед учебой, тоску от учебы. Поздравляю, мне тоже. Поэтому мы с тобой такие умные. Ладно, давай дальше жить, просто жить. Давай учиться у жизни. У всех. У всего. У себя самих. Взрастим в себе Независимое Ученичество. Если Ученичество станет нашим главным жизненным состоянием, душевным, телесным – будем здоровы, счастливы и долговечны, насколько хватит мозгов.

Отрастим орган учебы!

Глядя на портрет Сталина, собственноручно нарисованный карандашом на уроке географии в пятом классе

(редакция после прогулки)

stalin_skan1

Вглядись плотней в усатый лик,
в лоб низенький, в прищур...
Он мелок был, а не велик -
бог дураков и дур.

Одним из юных дураков
был автор этих строк.
За бога был на все готов -
сидеть шестой урок,
дать другу между рог,

покинуть свой мирок  ,
погибнуть как зверек -
казалось, добр, хотя и строг,

усатый мудрый бог. 

А бог был трус. Тех, кто умней,
боялся как огня.
Припомни все. Вглядись плотней
в муть суть нынешнего дня.

Медаль или любовь?

...Если провести статистическое исследование, в каком проценте случаев родители одобряют дружеский, а тем паче любовный выбор своего ребенка, то наверное еле-еле наскребется один. А в остальных 99…
Может быть, это закономерность такая, правило с редкими исключениями: дружат не с теми, дочь влюбляется не в того, сын выбирает не ту? Правило роковой ошибки? И верна старая как Мафусаил теория, что любовь – род помешательства, помрачение рассудка, полет мотылька на пламя?.. Ведь найти того или ту, а не кого попало – задачка не из простых, самый важный и самый трудный жизненный выбор. Что в этом смыслит охваченная огнем слепой страсти душа, неопытный ум – как разберется? И правильно делали раньше в патриархальных семьях – не допускали любовного самовольства: женили на ком надо, выдавали замуж за кого надо, а не за кого приспичило, – стерпится-слюбится?
Но может быть, разгадка таится и в закономерностях родительской психологии? Может быть, так они устроены, родители, что любой сердечный выбор их ребенка заранее отвергается, и всегда находится тому рациональное обоснование? Может быть, это правило родительского отторжения, правило запрограммированной, предустановочной неприемлемости?..

Полный текст записи в "Строках о любви" на моем сайте.

Шо це такэ – ФИОП?

Друзья, здравствуйте, все в порядке, я жив-здоров, работаю с видом на высокие горные хребты далеко от Москвы, в стране, где доступ к ЖЖ перекрыт властвующим лицом. Посему запись эту переправляю через Торонто, Канада, с помощью доброго друга. Ваши комментарии читать пока, стало быть, не могу. Вернусь – и все, заслуживающее прочтения, прочту и открою для дальнейших бесед. А может, прорвемся через анонимные прокси.

Спрашивали: как же вы отличаете заслуживающее прочтения от не заслуживающего, – как, если не чтением? Все-таки хоть разок приходится читать все подряд? Или кто-то за вас читает и премодерирует?

Рассказываю. Читаю все сам, часто вместе с женой. Но есть чтение текста, и есть понюх оного. Быстрочтение освоено еще с детства; тогда же в мозгу начал постепенно образовываться некий контрольно-пропускной пункт, или ФИльтрующий ОПределитель: «читать – не читать». ФИОП далее для скорости буду писать строчными буквами, не путать с эфиопом. Задача фиопа подобна задаче носа при нюхании чего-либо, претендующего на съедобность: по минимальной входной информации принять максимально быстрое решение: есть – не есть, пробовать – не пробовать, спустить в унитаз – не спустить в унитаз, нюхать дальше – не нюхать дальше… Всю жизнь работая с текстами, волей-неволей научаешься производить фиопизацию с первой пары слов или с двух-трех первых букв. Дерьмо пахнет сразу, в этом его большое достоинство.
Не проходят: ксенофобия какая бы то ни было, пошлость, мат без эстетической необходимости, явный тупизм и невнятица. Отсеиваются и некоторые комментарии, по намерениям приличные, но своей чрезмерной негативной эмоциональностью сомнительные с психогигиенической точки зрения – врачебный диплом обязывает беречь психику наиболее уязвимой части аудитории. Слишком лестные личные обращения к автору тоже из скромности не показываются.
Спамеры пока не суются. Тролли ожидаемо появились после заметки о голом короле. Интересно: в тексте моем не названо ни одного имени, но все почему-то сразу решили, что это Пушкин.
Чтение для фиопа – лишь частный случай. Этот упредительный психоприбор нужен каждому во всякий момент жизни: воспринимать – не воспринимать, реагировать – не реагировать, напрягаться – не напрягаться, заводиться – не заводиться, бить в морду – не бить в морду, смеяться – не смеяться, влюбляться – не влюбляться…
Как фиоп вырабатывается? Опытом. Обдумыванием – анализом и классификацией опыта. Четкой фокусировкой внимания. Долей бесстрашия для получения опыта нового.
Потенциально-негативные стороны фиопов:
– образование инертно-непробиваемых психокапсул, психологических панцирей – защит восприятия, не пропускающих и очень нужные сигналы и информационные потоки;
– возможность образования в этих капсулах-панцирях спонтанных пробоин; то, что через них прорывается, может вызвать непропорциональную реакцию, неадекват.
У детей и подростков фиопы по отношению к часто повторяющимся воздействиям образуются очень легко и быстро. «Как об стенку горох» – это как раз о том. Чтобы добиться от ребенка желаемого, взрослый должен быть разнообразным, всевозможным и неисчерпаемым. Нет, не волшебником, этим уже давно никого не возьмешь – бери выше…

…Пришла весточка от стихиатра всея Руси Ивана Афанасьевича Халявина, цитирую с вынужденной редактурой:

А у вашего фиопа
не болит сегодня […] голова?

Что, неужели еще продолжается ажиотаж вокруг голого короля?.. Не видать отсюда, но чувствуется. Ладно, разберемся, прорвемся.

Счастье как компетентность

 Не знаю, на кого смотрел любимый мой Лев Николаевич Толстой, когда написал свое знаменитое «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Несчастная семья все время перед глазами у него была фактически только одна – своя собственная, об этом разговор, надеюсь, еще поведем отдельный…
Уже не первый раз ворчу по поводу этой тирады величайшего из русских писателей. По моим-то профессиональным и жизненным наблюдениям все ровно наоборот. Счастье каждой счастливой семьи совершенно уникально, как секретный код сейфа. А несчастья несчастливых семей довольно четко укладываются в небольшую типологию, не более двенадцати основных разновидностей, – конечно, каждый случай со своими нюансами и особенностями, но, как правило, типологически узнаваем.
Самым общим компонентом сходства огромного числа несчастливых пар можно назвать, простите за обыденность выражения, ГЛУПОСТЬ.
Односторонняя или обоюдная глупость, или более односторонняя, чем обоюдная или наоборот – неважно. Существенно то, что по достижении некой критической массы глупости на одну пару, пара эта начинает с того или другого боку давать трещины, а потом распадаться. Глупость, прошу заметить, не только и даже не столько умственная, сколько душевная.
Что такое глупость душевная? Неспособность, недогадка, или непривычка (тут остается больше надежд…) проникаться душевным миром Другого. Не отвлеченно, а конкретно проникаться, практически – в каждодневных и сиюминутных отношениях, в житейском потоке.
Подозреваю, что всякому психологу, достаточно долго занимающемуся любовными и семейными неурядицами, с течением времени начинает казаться, что работает он не в мире взрослых людей, а в детском саду. Что не работой с отношениями двоих отвечающих за себя и друг за друга людей занимается, а обучением одного или двух детишек элементарным жизненным навыкам: видеть, слышать, внимать, вникать, думать. Понимать значение слов, интонаций и жестов, смысл поступков и смысл молчания… Учить их хоть немножко отдавать себе отчет в собственных чувствах и поведении, хоть чуть-чуть предвидеть последствия своих слов и действий, хоть на самую малость прочитывать и предугадывать душевные движения и помыслы другой стороны… И преподавать малым сим простейшее здравомыслие и ценности жизни – порядок и расстановку их, или приоритеты, говоря понаучнее.

Опять хочу подобраться к своему тезису, что любовные и семейные отношения в их целокупности являют собой общечеловеческий УРОВЕНЬ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ. Что человечество на нынешнем уровне своего развития в массе своей (но с неким процентом исключений, что очень важно) не готово к экзамену, который называют любовью. Не справляется с испытанием, которое зовется семьей, не говоря уж о воспитании детей.
Не тянет. Не догоняет. Не врубается. Не фурычит.

Collapse )